Сегодня в Общественной палате прошла презентация «Справочника журналиста и руководителя СМИ». Книга разительно отличается от тех, которые обычно предлагают журналистам. Во-первых, под обложкой вместо списка чиновничьих и депутатских телефонов акулы пера обнаружат массу разнообразной юридической информации. А во-вторых, платить за этот справочник никому не придется.
Как рассказала газете ВЗГЛЯД член комиссии ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Ирина Плещева, справочник выпущен по инициативе и на деньги комиссии. Автором статей стал коллега Плещевой по подразделению Общественной палаты, известный адвокат Павел Астахов.
По словам Плещевой, несмотря на название книги, в конечном итоге на свет появился не столько справочник, сколько «написанный очень доступным языком учебник» по правоведению для журналистов. В брошюре растолкованы нормы российского и международного законодательства, относящиеся к СМИ. Кроме того, в ней рассказывается, как не попасть в немилость к Фемиде и что делать, если это председатель нашей комиссии Павел Гусев», – поведала газете ВЗГЛЯД Ирина Плещева.
Павел Астахов подтвердил, что в справочнике много «картинок из жизни». В частности, приведены типичные ошибки журналистов и редакторов при публикации материалов.
«Это своего рода инструкция для корреспондентов, редакторов, руководителей СМИ, как себя вести в правовом пространстве, чтобы к ним не было предъявлено претензий, чтобы дело не доходило до суда», – охарактеризовал собственное детище Астахов.
По его словам, в брошюре даются четкие инструкции, как «акулы пера» должны вести себя в той или иной юридически сложной ситуации. И все они неслучайно подкреплены примерами.
«Журналисты должны знать свои права и обязанности. Отлично понимать, как сказать, как сформулировать свою мысль», – подчеркнул член Общественной палаты.
Всего в свет выпущено 10 тыс. экземпляров нового юридического справочника. Именно столько СМИ, по прикидкам комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова, зарегистрировано в России. Однако, по расчетам Астахова, реально работают порядка 7 тыс. масс-медиа. Таким образом, у выпущенной Общественной палатой брошюры есть все шансы попасть не только в начальственные кабинеты, но и к рядовым корреспондентам.
«Эти справочники должны стать настольной книгой для журналистов и учредителей СМИ», – убежден Астахов.
«Думаю, справочник интересен и полезен журналистам. Он позволит не влипнуть лишний раз в некрасивую историю. А если что-то все-таки произошло, то не обращаться к юристам, услуги которых сейчас очень дороги», – согласилась с адвокатом Ирина Плещева.
По ее словам, распространением брошюры займутся сами члены Общественной палаты. В частности, директор ГТРК «Санкт-Петербург» и вице-президент ассоциации СМИ Северо-запада Виталий Волков, как объяснила Плещева, предложил снабдить справочниками масс-медиа в родном регионе. А Павел Гусев пообещал захватить с собой пару коробок с книгами на конференцию в Липецк.