Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал интервью «Известиям». Он сделал упор на безопасности в Европе.
Натовские структуры делали все, чтобы Евросоюз не развертывал независимо от альянса никакой деятельности в сфере безопасности и миротворчества
После августовских событий на Кавказе Россия считает нынешнюю систему безопасности неэффективной. Вместо нее необходимо создавать новую архитектуру, чтобы избежать в будущем возможность повторения агрессии, которую развязала Грузия против Южной Осетии.
Сергей Ларов заявил, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) находится в параличе и мотором в сфере безопасности стал НАТО.
«У ОБСЕ не получается реально заниматься проблемами безопасности… В недрах ОБСЕ произошел перекос – военно-политическим проблемам уделялось слишком мало внимания, игнорировался кризис вокруг ДОВСЕ», – считает министр.
Этот кризис, по словам Лаврова, возник из-за искусственной увязки с «некими стамбульскими обязательствами – хотя Россия выполнила все, что от нее требовалось».
Слова министра еще раз объясняют главный мотив России отказаться исполнять условия Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В конце прошлого года Россия в одностороннем порядке вышла из договора. Это объяснялось нежеланием других стран исполнять действия документа, а также изменениями обстановки в Европе. Планы США разместить в Восточной Европе элементы своей противоракетной обороны заставили Россию менять отношение к обеспечению своей национальной безопасности.
Сергей Лавров констатирует, что Североатлантический альянс проявляет «просто-таки гиперактивность – и с размещением баз, и с одобрением односторонних планов США по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе».
Глава российской дипломатии утверждает, что «решения принимались в Вашингтоне без какой-либо консультации с другими членами НАТО», а потом «оформлялись как решения всего альянса».
«Любые попытки протестовать, призывать к коллективным решениям старались не предавать огласке, чтобы споры не выходили за рамки внутринатовских дискуссий. Но мы прекрасно знаем, как горячо проходили дебаты внутри НАТО по поводу того, кто и как генерирует и «продавливает» эти якобы коллективные проекты», – заявил господин Ларов.
Говоря о нынешней системе европейской безопасности, министр указал на «параллельное торможение развития евросоюзовской составляющей» в этой сфере.
«Натовские структуры делали все, чтобы Евросоюз не развертывал независимо от альянса никакой деятельности в сфере безопасности и миротворчества», – пояснил министр.
Для примера Лавров назвал операцию на границе Судана с Чадом и Центральноафриканской Республикой. «Есть свидетельства, что при подготовке операции натовские структуры предлагали европейцам опереться на возможности альянса, но Европа решила действовать самостоятельно, причем предусматривается сотрудничество с Россией», – сказал он.
По просьбе Франции, которая сейчас председательствует в Евросоюзе, Москва направляет в Африку вертолетное звено.
Лавров считает необходимым скорее разобраться, «кто конкретно отвечает за реализацию тех или иных принципов». «Есть ОБСЕ, есть НАТО, есть политика безопасности и обороны Евросоюза, есть ОДКБ, есть те же структуры в рамках ОБСЕ, которые призваны нас объединять, но почему-то не объединяют, – заявил министр. – Поэтому президент России Дмитрий Медведев и предложил все это обсудить откровенно, без эмоций».
Он рассказал, что вскоре пройдут консультации стран – участников ОДКБ. Такая же договоренность есть с рядом западноевропейских государств.
Обсуждением этих и других вопросов Лавров занимался на прошлой неделе в Нью-Йорке, куда прибыл с целью выступить с трибуны 63-й Генассамблеи ООН. С зарубежными партнерами российский министр провел несколько десятков переговоров.
«В ближайшие 3–4 месяца такие консультации будут очень интенсивными, после чего мы сможем предложить конкретную схему действий и пригласить страны Евро-Атлантического региона к диалогу», – пообещал Сергей Лавров.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок согласен с тезисом Лаврова о параличе ОБСЕ и о том, что НАТО превращается в организацию, которая все чаще принимает экономические решения. В связи с этим на Европу сильнее влияет альянс, а не ОБСЕ. Однако это не означает разрыва отношений России с альянсом.
«Видимо, сотрудничество России с НАТО будет продолжаться, но на других условиях», – сказал Цыганок газете ВЗГЛЯД.
У России есть заинтересованность в НАТО, который ведет борьбу в Афганистане. Впервые за последние два года альянс пообещал бороться с наркотрафиком. Россия еще пять лет назад предлагала проводить совместные операции в этом направлении.
Но ждать заметных перемен до смены президента в США не стоит. «Только после января 2009 года России следует ждать какого-нибудь улучшения в отношениях с Америкой и с НАТО тоже», – прогнозирует господин Цыганок.