Сегодня Государственная дума РФ ратифицировала базовый договор о российско-латвийской границе, поставив тем самым точку в территориальных спорах России и Латвии. По существу, договор только подтверждает ныне существующую линию границы. Если не считать того, что приграничный рубеж, проходящий ранее по железнодорожному полотну линии Пыталово – Карсава, перенесен на 30 м западнее – дабы этот участок дороги до пересечения с границей Латвии проходил исключительно по российской территории.
Министр иностранных дел Латвии признал, что необходимо избавиться от духа мести за прошлые обиды
Убудет, впрочем, от латышской территории не сильно – РФ предоставила адекватную территориальную компенсацию в другом месте. Тем не менее компенсация составляет 216 га, а 30-метровый перенос дает 229 га. Россия, таким образом, приросла 13 га латышской земли.
Как отмечается в пояснительной записке, вступление в силу договора отвечает российским интересам, благо «международно-правовое оформление российско-латвийской государственной границы создаст более благоприятные условия для ее охраны и пресечения нарушений, а также явится юридическим препятствием для предъявления латвийской стороной каких бы то ни было территориальных претензий к РФ».
Упомянутые «территориальные претензии» Латвии затянули процесс ратификации договора на несколько лет. Документ планировалось утвердить еще в 2005 году, однако латышские власти поспешили приобщить к нему декларацию со ссылкой на мирный договор от 1920 года, в соответствии с которым в состав Латвии входила Абренская волость (сейчас это Пыталовский район Псковской области).
Владимир Путин тогда отреагировал на претензию латышской стороны весьма жестко: «От мертвого осла уши они получат, а не Пыталово». Договор в таком виде Москва подписывать отказалась.
В конечном счете Латвия смирилась и в начале 2007 года от претензий на Пыталово отказалась официально. Правда, депутаты сейма от ультраправой партии «Новое время» пытались оспорить это решение официальной Риги в Конституционном суде республики, но суд заявил, что «принцип разделения властей в стране не позволяет суду вмешиваться в законодательный процесс».
В Риге о Пыталове сейчас только тихо грустят и предлагают установить в городе памятный знак «территории, исторически принадлежащей Латвии». Столичный депутат Дайнис Иванс, внесший это предложение, заявил, что «это наша цена выкупа за границу между Европой и Россией, границу, которую протянут спустя 62 года после Второй мировой войны и 68 лет после пакта Молотова – Риббентропа», а «война заканчивается тогда, когда проводятся границы». Пограничный договор в его нынешнем виде был подписан премьер-министрами двух стран в марте 2007 года, в середине мая ратифицирован латышским сеймом, а 29 мая его подписал президент Латвии (тогда эту должность еще занимала Вайра Вике-Фрейберга).
Теперь, после утверждения договора Госдумой, у России и Евросоюза осталась только одна «нератифицированная» граница – между РФ и Эстонией. Вотчина личного врага Бронзового солдата Андруса Ансипа продолжает этот вопрос политизировать.
Впрочем, заместитель министра иностранных дел РФ Владимир Титов, докладывая в Госдуме о законопроекте, особо подчеркнул, что «вступление договора в силу, как мы надеемся, окажет отрезвляющее воздействие на Эстонию».
Против ратификации, кстати сказать, голосовала компартия. Мотивация у левых была следующая: Россия, мол, потеряет рычаг в вопросах прекращения дискриминации соотечественников. Кроме того, договор «узаконит существование русофобского режима у границ России, и это не будет означать отказ Латвии от территориальных претензий».
К слову, после избрания на пост президента Латвии центриста Валдиса Затлерса в отношениях двух стран наметилась тенденция к улучшению. Так, во вторник министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс признался, что Россия – один из приоритетов внешней политики его страны и «необходимо избавиться от духа мести за прошлые обиды и руководствоваться холодным рассудком».