Разумеется, президент говорил и об Испании. Он заверил, что у наших двух стран «хорошее взаимодействие в политической сфере». Порадовал тем, что растет товарооборот, в сравнении с прошлым годом увеличившийся более чем на 40%. Посетовал на имеющиеся проблемы: «Мы считаем, что объем накопленных в России испанских инвестиций пока крайне мал». И заключил: «В целом мы удовлетворены, как развиваются наши отношения».
Что касается первых шагов нового состава российского правительства, они являются только первыми шагами
Путин разъяснил, в чем именно Россия сотрудничает с Испанией: «Борьба с организованной преступностью, наркоторговлей, отмыванием денег, нажитых преступных путем, предупреждением стихийных бедствий и взаимопомощи при их ликвидации».
Учитывая, что Испания стала весьма популярным пристанищем для многих российских бизнесменов с «неоднозначной репутацией», все указанные направления действительно актуальны.
Но не только сомнительные предприниматели из России полюбили Испанию, но и значительное число вполне добропорядочных граждан. Поэтому есть почва для сотрудничества в более мирных делах. «В нашей беседе мы также затрагивали и перспективы развития связей в области культуры, образования, туризма», – сообщил Владимир Путин. И выразил мнение, что в этих сферах «у нас особенно широкое и плодотворное поле деятельности».
Но гораздо больше, чем Испания, журналистов заинтересовало «дело Лугового». После того как обвиняемый британской прокуратурой в «радиоактивном терроризме» офицер и бизнесмен Андрей Луговой стал кандидатом в депутаты Государственной думы (второй номер в списке ЛДПР), его дело вновь вышло на первый план. Британия требует выдать Лугового на следствие об убийстве его бывшего коллеги Александра Литвиненко. Россия отказывается, поскольку Конституция РФ запрещает экстрадицию.
Путин ранее уже высказывал свою позицию по этому вопросу, и весьма жестко. В частности, на «совет» министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибанда поменять конституцию президент России отреагировал: «Мозги им надо поменять, а не нашу конституцию».
И сейчас Путин подтвердил неизменность российской позиции. «К сожалению, требования наших британских партнеров о выдаче Лугового не подкреплены никакими документами, свидетельствующими о совершении им каких-либо противоправных действий», – констатировал президент.
И сделал вывод: «Луговой – российский гражданин. Если будут предоставлены свидетельства какой бы то ни было противоправной деятельности, российская правоохранительная система, без всяких сомнений, примет соответствующие решения по привлечению любого человека к ответственности».
Таким образом, о выдаче бывшего чекиста речь не идет ни при каких условиях. Однако российские следственные органы готовы сами заняться Луговым, если получат какие-либо подтверждения его преступной деятельности.
Путин всячески избегал оценок кризисных ситуаций, имеющих место в других странах. Так, в отношении положения в Мьянме он заявил: «Это тема специального рассмотрения в ООН. Пока же говорить об этом преждевременно».
А оценивая нарастающее напряжение в Грузии, где после ареста экс-министра обороны Ираклия Окруашвили произошли массовые акции протеста, назвал это «внутренним делом» страны. Единственное, что позволил себе российский лидер, – выразить надежду на «сдержанность обеих сторон» и на то, что массовые акции протеста не приведут к жертвам.
Более определенно Путин высказался по косовскому вопросу, в решении которого Россия принимает непосредственное участие. «Мы за то, чтобы как можно быстрее был начат прямой диалог между Приштиной и Белградом, но мы не считаем целесообразным ограничивать переговоры, заключать их в прокрустово ложе временного графика», – подчеркнул Путин.
Это значит, что Россия по-прежнему не принимает проталкиваемого американцами варианта предоставления Косову независимости вопреки мнению Сербии.
«Принцип территориальной целостности государств, который отстаивает Россия применительно к Косово, касается многих европейских стран, и мы считаем крайне безответственным пренебрегать этим принципом сегодня», – сказал президент.
Путина, конечно, спросили и о новом правительстве РФ. Он высказался сдержанно: «Что касается первых шагов нового состава российского правительства, они являются только первыми шагами и пока давать оценки преждевременно». В то же время Путин настроен оптимистично, поскольку «настрой на работу хороший».