Во вторник было официально объявлено о старте открытых конкурсов по выделению грантов «некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества».
Среди руководителей НКО не должны числиться не только члены конкурсных комиссий, но даже их родственники
В этом году на данные благие цели из госбюджета выделены 1,25 млрд рублей, которые предстоит распределить между движениями, действующими в 6 направлениях.
Самый большой «призовой» фонд в 400 млн рублей достался НКО, которые занимаются «поддержкой и социальным обслуживанием малоимущих и социально незащищенных категорий граждан». На проекты в области «образования, искусства, культуры и общественной дипломатии» выделили 270 млн рублей, на пропаганду здорового образа жизни и экологические программы 150 тыс. рублей, на стимулирование молодежных инициатив 230 тыс. рублей. Проекты по защите прав и свобод человека оценили в 136 млн рублей. Ну а самой малобюджетной статьей расходов стали социологические исследования и «мониторинг состояния гражданского общества», которые обойдутся казне в 60 млн рублей.
Понятно, что деньги будут раздавать не просто так, а по конкурсу. Еще в распоряжении президента относительно выделения казенных рублей неправительственным организациям, вышедшем в свет 30 июня текущего года, были определены 6 некоммерческих фондов и институтов, получившие возможность устроить конкурсы среди НКО по профильным для себя направлениям.
НКО, желающие принять участие в соревновании на получение гранта для разработки одной из обозначенных в распоряжении главы государства тем, должны будут до 17.00 20 сентября подать в нужную конкурсную комиссию заявку и пакет определенных документов.
Как объяснил член Общественной палаты и президент «Лиги здоровья нации» (которая отвечает за гранты на популяризацию здорового образа жизни) Лео Бокерия, жюри будет «очень строго подходить к подаче заявок».
Поэтому лучше всего оформлять бумаги предельно точно и аккуратно. Среди основных требований к участникам соревнований: НКО должна существовать не менее года и не «находиться в состоянии ликвидации». А одной из программных целей организации должна быть та тема, «на разработку которой она хочет получить грант».
Кроме того, по словам члена Общественной палаты и директора Института общественного проектирования Валерия Фадеева, среди руководителей НКО не должны числиться не только члены конкурсных комиссий, но даже их родственники.
Помимо необходимых сведений, в заявке НКО могут обозначить и размеры своих материальных притязаний. Правда, не факт, что члены жюри их полностью удовлетворят.
Конкурсная комиссия вполне может поддержать предложенную идею, но выделить на ее осуществление другую сумму. «Мы не являемся сторонниками больших грантов, так как считаем, что за год, в течение которого должны быть реализованы представленные на конкурс проекты, сделать большую работу невозможно. Поэтому мы хотим, чтобы возникла большая сеть работ, касающихся определенной темы», – заявил по этому поводу ответственный за здоровый образ жизни россиян Лео Бокерия.
Определять счастливчиков, которые получат гранты, по словам члена Общественной палаты и президента фонда «Знание» Константина Фролова, будут тайным голосованием. Названия организаций-победительниц станут известны уже в ноябре. Причем выбирать их будут не только и не столько представители организаций – устроителей конкурсов, сколько видные общественные деятели, включая внушительное количество членов Общественной палаты.
Помощь в распределении государственных грантов станет заключительным аккордом в деятельности ОП нынешнего созыва. Как объяснил Валерий Фадеев, ротация кадров в Общественной палате «уже началась». В ближайшее время глава государства обнародует имена 42 «общественников» нового созыва.
А затем они изберут себе коллег среди активистов гражданского движения федерального и регионального уровней. Хотя даже фамилии президентских назначенцев пока не известны, Валерий Фадеев уверен, что «полностью состав Общественной палаты не изменится». В любом случае, новые «общественники» приступят к работе только 1 января.