В среду министр обороны Австрии Норберт Дарабос назвал провокацией экспансию американской ПРО в Европу.
Большая часть чехов против строительства РЛС на территории страны. И президент Чехии заявил о готовности поставить этот вопрос на референдум
Министр убежден, что Вашингтону нужно учитывать позиции тех стран, которые возражают стремлению США. По словам господина Дарабоса, своими действиями Вашингтон возобновляет дебаты времен холодной войны.
Подобные заявления являются важным фактором в противостоянии России и США по вопросу ПРО в Европе.
Некоторые европейские страны, в том числе и Германия, уже попросили США не спешить с размещением элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии. Американцы настаивают, что решение по ПРО окончательное, однако это не совсем так.
Если президент Польши Лех Качиньский целиком одобряет намерения Вашингтона и делает все возможное для того, чтобы спрятать Польшу под «ядерным зонтиком», то в Чехии ситуация иная.
Судя по соцопросам, большая часть чехов против строительства РЛС на территории страны. И президент Чехии заявил о готовности поставить этот вопрос на референдум. Правда, уполномоченный чешского правительства по реализации создания РЛС Томаш Клваня заявил накануне, что референдум вряд ли отменит сентябрьские чешско-американские переговоры о размещении радара.
В минувший вторник начальник Генштаба России генерал армии Юрий Балуевский встретился с первым замминистра обороны Чехии Мартином Бартаком. Балуевский посоветовал Чехии не торопиться, а дождаться осени следующего года.
Балуевский также заметил, что если американский радар все же появится в Чехии, то эту страну могут затронуть ответные меры «военного характера».
На это Бартак ответил, что его страна определится с вопросом развертывания на своей территории элементов американской ПРО лишь в 2008 году. «У нас еще окончательное слово по этому вопросу не сказано и не будет произнесено, пока не будут завершены переговоры и взвешены все аспекты. Причем решение будет приниматься в стенах парламента», – ответил господин Бартак.
Таким образом, борьба за общественное мнение в Европе, и особенно в Чехии, по вопросу размещения американской ПРО продолжается. Москва, которая стала главным оппонентом Вашингтона в этом вопросе, последовательно действует в двух направлениях.
С одной стороны, Россия регулярно нервирует европейцев, показывая, что вынуждена предпринимать жесткие ответные меры военного характера. А с другой – показывает, что защита Европы от ракет по американскому сценарию имеет альтернативы.
Сначала военные с успехом испытали новые ракеты для комплексов «Искандер-М» и межконтинентальную баллистическую ракету РС-24 с делящейся головной частью.
Затем президент Путин на саммите G8 в Хайлигендамме предложил Бушу совместно использовать радиолокационную станцию в Габале и строящуюся РЛС в Армавире. США выразили готовность рассмотреть эти предложения, но повторили, что от ПРО в Европе не откажутся.
Москву такой вариант не устроил: или американцы соглашаются совместно использовать РЛС и не размещают ПРО в Польше и Чехии, или предложение о совместном использовании Габалинской РЛС снимается.
Следующим шагом Москвы стал мораторий на исполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Соответствующий указ Владимир Путин подписал 14 июля. Чтобы спасти договор, Россия инициировала конференцию по ДОВСЕ в Вене. Но стороны в течение многодневного диалога так ни о чем и не договорились.
При этом Москва не стала отвергать предложения США об участии России в планах по ПРО. Окончательно этот вопрос обсудят министры иностранных дел и обороны обеих стран осенью.
Демарш австрийского министра в этом контексте показывает, что развертывание ПРО может быть чревато для США большими политическими издержками. Так что предположение генерала Балуевского о том, что Америка может отказаться от европейской ПРО, возможно, не лишено оснований.