В субботу в Грузию для расследования бомбардировки грузинской деревни Цителубани прибыл эксперт из Великобритании. Об этом сообщил посол Соединенного Королевства в Грузии Денис Кифа.
Крылья высокоскоростной ракеты Х-58 производятся из титана. Но нам представили крылья из другого материала
Он подчеркнул, что «горийский инцидент был очень серьезным и опасным». По мнению Кифы, окончательный вывод международных экспертов, которые представляют Латвию, Литву, Польшу, США, Швецию, Эстонию, Францию и Великобританию, «внесет большой вклад в независимое расследование».
К расследованию подключилась и ОБСЕ. На ее участии в расследовании несколько дней настаивал Тбилиси. Эту организацию будет представлять экс-министр иностранных дел Хорватии Миомир Зузула. На следующей неделе он посетит как Москву, так и Тбилиси.
Российские эксперты, которые приехали в Грузию в четверг, явно не остались довольны тем, как грузинская сторона позволяла изучать куски неразорвавшейся ракеты типа «воздух-земля».
В пятницу представитель ВВС России Павел Акуленок заявил, что российским экспертам показали фрагменты разных ракет и неоднородных сплавов. «Нам были представлены разные фрагменты ракеты.
Часть этих деталей принадлежит ракете Х-58 (советского производства), часть – другим ракетам... Крылья высокоскоростной ракеты Х-58 производятся из титана. Но нам представили крылья из другого материала», – цитирует агентство «Новости-Грузия» полковника.
По данным Акуленка, на некоторых деталях есть надписи на иностранном языке, а также следы механической резки и ржавчины. «Основная часть ракеты была уничтожена грузинской стороной, в том числе центральный отсек и часть с номером ракеты...
На отсеках, которые нам были представлены, мы обнаружили следы механической разрезки – не разрыва при ударе о землю, а следы использования технических средств. При этом в местах разреза были следы ржавчины», – сообщил господин Акуленок.
Чтобы докопаться до истины, российская сторона попросила грузинских коллег разрешить вывезти в Москву части обшивки ракеты для термоспектрального анализа. Он позволил бы точно определить, как давно образовался нагар на обломках. Но Грузия ответила категорическим отказом.
Между тем, как сказал представитель ВВС России генерал-майор Сергей Нужин, во времена СССР ракеты Х-58 хранились на центральном складе авиационных вооружений на территории Грузии. «Они хранились в Грузии до 1992–1993 годов. Потом их вывозили, но время тогда, как вы помните, было сложное, так что я не исключаю, что не до последней ракеты были вывезены... Или ракета попала другими путями... Но как появилась – это не вопрос, это дело техники», – сказал господин Нужин.
Тем не менее Россия не откажется от диалога с Грузией и продолжит обсуждать инцидент. Об этом сообщил в субботу статс-секретарь, заместитель главы МИДа России Григорий Карасин. По его словам, для Грузии «самые трудные вопросы – это процесс мирного урегулирования грузино-югоосетинского конфликта и конфликта вокруг Абхазии».
«Не надо хвататься за случайные методы и не надо прибегать к провокациям, – подчеркнул высокопоставленный дипломат. – Это не ускорит процесс, а затруднит и отсрочит его».
«У России крепкие нервы, – заметил господин Карасин. – Мы готовы обсуждать любые вопросы, включая инцидент 6 августа. И будем его обсуждать».
Сразу после бомбардировки грузинские власти заявили, что самолет Су-24 российских ВВС 6 августа сбросил в зоне грузино-осетинского конфликта радиоуправляемую ракету. Самолет якобы был зафиксирован радарами Минобороны и гражданской авиации Грузии. На днях факт нарушения в этот день воздушного пространства Грузии со стороны России подтвердила группа международных экспертов.
По их заключению, воздушную границу Грузии нарушали трижды, причем речь идет об одном самолете. В первый раз он находился в воздушном пространстве Грузии менее минуты, во второй и третий раз – по 11 минут. Во время последнего залета самолет проник вглубь территории Грузии.
Однако эксперты не утверждают, что именно с этого неизвестного самолета была пущена ракета «раздора». Исключение составил лишь представитель США, полностью поддерживающих грузинские власти в конфликте с Россией.