Левый реванш, произошедший в Молдавии в 2001 году на широкой протестной волне вконец обнищавшего населения республики, завершается.
Результаты прошлых лет, когда коммунисты, жонглируя социальной риторикой и пророссийской демагогией, получали до 70% голосов избирателей, канули в Лету
Партия коммунистов Республики Молдова, возглавляемая нынешним молдавским президентом Владимиром Ворониным, постепенно растрачивает тот кредит доверия, который все эти годы оказывал компартии народ Молдавии.
Так, победа коммунистов на выборах в местные органы власти Молдавии, которые состоялись в воскресенье, по всей видимости, оказалась пирровой. Хотя ПКРМ получила более 36% мест депутатов в местных органах власти и более 30% ее представителей выбраны мэрами городов и сел, это в полтора раза меньше, чем на парламентских выборах 2005 года (46%) и вдвое меньше, чем в 2001 (71%).
Становится понятным, что даже использование фактически безграничного административного ресурса не является абсолютной гарантией того, что правящая партия навсегда удержится у власти.
Тем более, когда эта партия не просто хронически не выполняет предвыборных обещаний, но вот уже несколько лет как отказалась от самой своей сути, став фактическим сателлитом проамериканских «националистов» скандально известного антироссийского политика Юрия Рошки.
Несомненную тактическую победу одержал оппозиционный правоцентристский альянс «Наша Молдова», получивший на этот раз в среднем около 15% избирателей. Эта прагматическая партия экс-мэра Кишинева Серафима Урекяну на сегодняшний день является одной из немногих реальных альтернатив партии власти.
И, несмотря на то что на сегодняшний день разрыв пока еще достаточно велик, результаты прошлых лет, когда коммунисты, жонглируя социальной риторикой и пророссийской демагогией, получали до 70% голосов избирателей, канули в Лету.
Ряд остальных оппозиционных партий набрали еще меньшее количество голосов, чем альянс «Наша Молдова», однако также продемонстрировали, что безраздельное доминирование во власти Союза коммунистов и национал-демократов завершается. Так, Демократическая партия Молдавии набрала 9,1%, Либеральная партия – 7,84%, Партия социальной демократии (ПСД) – 4,9%.
Стоит отметить, что в молдавской столице Кишиневе кандидат в мэры от коммунистов Вячеслав Иордан набрал всего лишь 29,12% голосов избирателей, выйдя во второй тур с 28-летним представителем Либеральной партии Дорином Киртоакэ, получившим лишь немногим менее – 24,64% голосов.
Стоит отметить, что последний, будучи выпускником Сорбонны и последовательным сторонником модернизации и евроинтеграции, в отличие от так называемых коммунистов (как, впрочем, и многие другие оппозиционные политики-прагматики) лишен нарочитых антироссийских настроений.
Таким образом, вырисовывается достаточно интересный сценарий, согласно которому Молдавия не позднее 2009 года (когда состоятся очередные выборы парламента и президента) может избавиться от нынешнего режима и к власти в Кишиневе придут уже упоминавшиеся прагматичные лево- и правоцентристы.
В последнем случае республика, скорее всего, максимально отстранится от сегодняшней слегка завуалированной идеологии румынизации и акцентирует внимание на собственных социальных и прочих внутриполитических проблемах.
В том же случае, если эти оппозиционные силы смогут тактически объединиться с пророссийским блоком «Партия – Родина — Равноправие» (чей рейтинг в той же Гагаузии зашкаливает за 50%), то и внешнеполитический вектор Молдавии может повернуться в сторону России. И это не считая Приднестровья, чьего скорейшего присоединения к России безоговорочно ожидают более 97% населения непризнанной республики.