«Европарламент напоминает российским властям, что невоздержанная и враждебная риторика, использовавшаяся в отношении Эстонии, абсолютно не соответствует принципам международного поведения и отразится на отношениях России и Евросоюза в целом», – передает Reuters фрагмент резолюции парламента ЕС.
#{quote1}
Помимо этого в документе отмечено, что Европарламент «осуждает попытки России использовать экономическое давление на Эстонию как средство внешней политики и призывает правительство России восстановить нормальные экономические отношения двух государств». Европарламентарии также считают, что Россия постоянно вмешивается во внутренние дела Эстонии. В чем состоит вмешательство, в документе не уточняется.
Справедливости ради стоит отметить, что в резолюции Европарламента содержится и призыв к официальному Таллину (впрочем, весьма мягкий) принять меры для снижения разобщенности этнических русских и другого русскоязычного населения Эстонии с этническим большинством.
Между тем нельзя не напомнить, что накануне с Эстонией также солидаризировался блок НАТО, в который республика была принята еще в 2004 году. В среду руководитель пресс-службы альянса заявил о направлении в Таллин своих специалистов для противодействия участившимся атакам русских хакеров на эстонские интернет-сайты.
Все эти факты, особенно в свете состоявшегося на прошлой неделе под Самарой саммита Россия – ЕС, наглядно продемонстрировали, что, несмотря на активизировавшееся в последнее время экономическое сотрудничество стран Евросоюза с Россией, говорить о нашем геополитическом сближении пока рано. В значительной степени в настоящий момент это обусловлено тем, что, как ранее отметил, отвечая на вопросы газеты ВЗГЛЯД президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, «позиция Польши сегодня становится европейским мейнстримом. Хотя мы предупреждали наших европейских партнеров, к чему может привести включение восточноевропейских стран в ЕС, однако они надеялись, что в рамках Евросоюза восточноевропейские государства станут более цивилизованными. Теперь у ЕС нет иного выбора, как поддерживать позицию своих новых союзников, какой бы она ни была».
Таким образом, напрашивается вывод, что в сложившихся условиях резолюция Европарламента является не столько эмоциональным всплеском, сколько явным сигналом. России дают понять, что, несмотря на значительное укрепление двусторонних экономических связей, соблюдать справедливые правила игры ЕС не хочет. Старая Европа в силу действия мощного инерционного вектора пока не готова дистанцироваться от постоянных оглядок на Америку и НАТО. Тем более что этот вектор усиливают восточноевропейские неофиты.
Вместе с этим напомним, что по результатам саммита Россия – ЕС Владимир Путин, отметая утверждения ряда СМИ о том, что якобы стороны не договорились ни по одному из вопросов, недвусмысленно заявил: «Это абсолютно ложный посыл… Мы договорились о таможенном сотрудничестве, договорились о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью, в сфере борьбы с наркотиками».
Надо также принять во внимание тот факт, что в последнее время целый ряд европейских стран поддержал российские инициативы в транзитной энергетической сфере (однозначными же противниками нашей страны в данной области являются лишь такие государства, как те же Польша с Эстонией). Следовательно, вышеупомянутый риторический призыв-резолюция может быть принят во внимание исключительно в качестве декоративной детали сложной дипломатической игры. Той игры, в которой победы России отнюдь не являются поражениями Европы. Просто сегодня в Старом Свете все отлично понимают, что пока что дразнить заокеанских коллег еще слишком преждевременно.
При этом в ЕС достаточно сильно желание вести дела с Россией не на условиях равного партнерства, а с позиций «старшего брата». Не случайно на вчерашней пресс-конференции в Люксембурге , говоря о неутихающей критике России со стороны Запада, Владимир Путин объяснил это стремлением сделать ее «податливой». Однако, по его мнению, средств и методов воздействия на Россию становится все меньше и меньше. «Их практически не стало», – не сомневается Путин.
Поэтому декларация Европарламента, скорее всего, не будет иметь практических последствий. Разве что подпортит имидж ЕС в глазах российского общества.