Спикером мероприятия выступил сенатор Владимир Слуцкер – глава Объединенной комиссии по национальной политике Совфеда. А круглый стол составили представители религиозных общин и общественных организаций.
Если между исламским миром и христианством будет найдено понимание, то мы сможем преодолеть много проблем
«Мы живем в мультинациональной стране, где ни одна из мировых религий не является привнесенной», – уверен Слуцкер. По его мнению, религиозный аспект является основным фактором, вокруг которого разгораются национальные споры. «Это неправильно, системы ценностей мировых религий во многом схожи», – объяснил он.
Новая концепция нацполитики, по мнению Слуцкера, должна стать поводом к объединению людей вне наций и конфессий. «Ни одно ведомство не может разработать подобную концепцию. Цель должна быть разработана и указана политиками и общественными объединениями», – сказал Слуцкер.
«И только после ответа на вопрос, какую же страну хотят видеть граждане России, появится новая национальная идея и понимание того, куда нам всем нужно идти», – считает сенатор. Для разработки такой концепции в Совфеде создается специальная рабочая группа, сообщил в понедельник сенатор.
Политолог Сергей Градировский считает, что ситуацию с миграцией в обществе воспринимают как основной раздражитель межнациональных отношений. Если что и сможет изменить существующий баланс между группами этносов в России, то это миграция. Если в Россию «будет втекать» примерно 1 млн человек в год и в большей степени это будут узбеки и азербайджанцы, то достаточно быстро (лет за 10) в регионах, где они концентрируются, произойдет частичная замена этнического состава. «Этой проблемы боятся, но не работают с ней», – уверен Градировский.
Эксперт считает, что России необходимо воспользоваться опытом тех стран, которые когда-то проходили через аналогичную проблему (США, Канада, Австралия. – Ред.). «Политическую культуру и нацию нужно создавать таким образом, чтобы она могла строиться на диаспорах. Тогда диалог будет основываться не на том, что «мигранты недопустимы и т.д.», а на том, каким образом обеспечивать систему расселения и как интегрировать этих людей. В мире есть эффективные технологии по работе с чайнатаунами и арабскими кварталами», – сказал Градировский газете ВЗГЛЯД.
Замглавы Духовного управления мусульман европейской части России Фарид Асадуллин также видит в «религиозном факторе» одну из причин национальной разобщенности. «Если между исламским миром и христианством будет найдено понимание, то мы сможем преодолеть много проблем», – заявил Асадуллин.
«Только с помощью диалога мы можем приблизиться к выработке новой национальной идеи и политики», – настаивает Фарид Асадуллин. При этом он отметил, что в российских школах и вузах появляются новые учебники, где базовым для России религиям уделено равное число страниц.
Представитель Отдела внешних церковных связей РПЦ о. Сергий (Звонарев) согласился с этим. Однако он задался вопросом, как все-таки «строить диалог»? Священник сказал, что у нашей страны есть много примеров, когда межконфессиональные диалоги велись мирно.
«Начиная с Ивана Грозного, когда к России присоединялись новые земли, людям насильно не навязывали, какую религию им исповедовать», – пояснил он. «Цементирующий состав» для единения современного общества о. Сергий видит в культуре и русском языке.
Итог дискуссии подвел сенатор Слуцкер. Его порадовало, что участники разделили «единую озабоченность тем, что происходит» и нашли платформу, на которой смогут объединить свои усилия. «Решение этого спектра проблем является квинтэссенцией существования нашей страны», – сказал сенатор газете ВЗГЛЯД.