Проект договора о границе между Латвией и Россией был парафирован Латвией 10 лет назад. Подписание планировалось на май 2005 года.
Несмотря на довольно жесткое противостояние с Прибалтийскими республиками, у России есть значительные экономические интересы в этих странах
Но Россия отказалась его заключать из-за приложенной к договору односторонней «разъяснительной» декларации. В ней была отсылка к мирному договору 1920 года между Латвией и Страной Советов. Российские чиновники расценили это как территориальные претензии на Пыталовский район Псковской области, который до войны входил в состав этой прибалтийской республики.
В начале марта этого года латвийские власти признали свое «дополнение» утратившим силу и уполномочили премьер-министра Айгара Калвитиса подписать пограничный договор с Россией. При этом латвийские власти упомянули, что уважают принципы ОБСЕ о неизменности послевоенных границ.
По мнению премьера Михаила Фрадкова, документ «исключает даже гипотетические претензии» и дает надежду, что ратификация договора пройдет «без неожиданностей и политических довесков». Калвитис «забыл» о прошлогоднем обострении и заявил, что Латвия «никогда никаких территориальных претензий не выдвигала» и можно приступить «к решению этих проблем».
«Все эти сложности, которые тормозили подписание договора, сегодня сняты, и это будет хороший повод для продолжения диалога и решения тех многих проблем, которые за 15 лет скопились, пока не было такого нормального, объективного диалога», – подчеркнул латвийский премьер.
Эксперт Центра политической конъюнктуры (ЦПК) Дмитрий Абзалов выделил три момента, которые способствовали соглашению двух стран. Демаркация границ является одной из приоритетных задач России. «Форсирование демаркации границ со своими соседями происходит в контексте определения Россией прав собственности на ключевые экономические ресурсы и часть инфраструктуры.
Если говорить о прибалтийской республике, то это прежде всего транспортные узлы. Кроме того, несмотря на довольно жесткое противостояние с Прибалтийскими республиками, у России есть значительные экономические интересы в этих странах», – сказал Абзалов газете ВЗГЛЯД.
Политолог напомнил, что России фактически принадлежат крупные доли в стратегических отраслях страны. Это газораспределительные сети, где лидирующие позиции занимает Газпром, и железнодорожный транспорт. В этом контексте Латвия интересна как транспортный узел, особенно прибалтийские порты, откуда идет часть экспорта углеводородных ресурсов.
Второй момент – политический. «В последнее время, несмотря на экономические интересы России, в Прибалтийских республиках существует некое политическое недопонимание. Москва пытается разбить единую позицию Прибалтийских стран, пытаясь отдавать преференции одной из трех», – сказал политолог.
Третий момент, с которым может быть связано это подписание, – попытка форсировать переговоры по договору о долгосрочном сотрудничестве между Россией и Латвией. Его анонсировали еще полгода назад, но основные переговоры не начались, «потому что их тормозят Польша и Литва». «Россия всеми силами пытается ускорить эти переговоры, тем более что они выгодны в плане газового экспорта», – считает Абзалов.
Политолог напомнил, что одним из основных пунктов в этом договоре является то, что Газпрому не придется подписывать Энергетическую хартию. С лета этого года в странах ЕС официально начинается либерализация газового рынка. В этом случае Газпром рискует потерять значительные финансовые поступления.
Договор с Латвией был предложен в качестве альтернативы. В нем должны были быть закреплены долгосрочные контракты Латвии с Газпромом. Поэтому России нужно как можно быстрее подписывать этот договор. «Если на Польшу можно давить, то с Прибалтийскими странами это становится все сложнее, поэтому Москва пытается заручиться определенной поддержкой», – сказал эксперт ЦПК.