Уильям Бернс в начале выступления признался, что не считает себя специалистом в атомной отрасли. При этом он в шутку посетовал, что знания не передаются на генном уровне. Дело в том, что его отец, будучи генералом Сухопутных войск США, в 80-х годах не раз вел переговоры с СССР по атомной проблеме и отлично изучил этот вопрос.
Надеюсь, через 50 лет политики увидят, что в нынешней ситуации мы сделали все от нас зависящее
Со слов дипломата, ситуация, которая сложилась в последние пару недель между Россией и США, чем-то напоминает времена, когда президентом США был Дуайт Эйзенхауэр. 34-й президент Соединенных Штатов в своей речи «Атом для мира» затрагивал те же вопросы, что существуют сейчас между двумя странами.
Больше полувека назад Эйзенхауэр хотел, чтобы страны обозначили мирные цели в использовании атомной энергии, а также искали бы способы для обуздания негативных тенденций, которые несет в себе технология расщепления атома.
Бернс считает, что между Россией и США есть соперничество, но в Вашингтоне не хотят борьбы. «Мы можем и должны быть партнерами. Особенно в вопросе ядерной энергетики», – сказал Бернс. Продолжая мысль, он пояснил, что рост мировой экономики и связанное с этим неизбежное увеличение потребления энергоресурсов выдвигает мирный атом на привилегированную позицию. 15% всей вырабатываемой энергии в мире приходится на долю атомных станций.
При этом, заметил дипломат, многократно возрастает угроза ядерного терроризма. Поэтому он видит решение многих проблем в появлении Международного банка ядерного топлива, идею создания которого недавно озвучил его земляк конгрессмен Том Лантос в Москве. «Никто из нас не может позволить, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие», – сказал Бернс.
Уильям Бернс отметил, что сейчас в отношениях между Россией и США есть разногласия, но сложившееся положение в атомной энергетике не изменится в ближайшие 10 лет. «Надеюсь, через 50 лет политики увидят, что в нынешней ситуации мы сделали все от нас зависящее», – понадеялся дипломат.
На пресс-конференции, естественно, затронули острую тему размещения систем противоракетной обороны (ПРО) США на территории Польши и Чехии. Замдиректора Института США и Канады генерал-майор Павел Золотарев относится без «нервной реакции» к такой перспективе. Но эксперт считает, что подобные задачи следует решать коллективно.
«Превентивное размещение системы ПРО с целью девальвировать стремление государства к обладанию ракетно-ядерным потенциалом – один из путей решения проблемы. Но, исходя из территориального положения Ирана, вытекает, что ее нужно решать комплексными усилиями», – сказал газете ВЗГЛЯД Золотарев. Он напомнил, что в свое время Россия предлагала европейцам создать совместную систему ПРО в Европе.
По мнению главы фонда «Политика» Вячеслава Никонова, в последнее время много сказано о кризисе в российско-американских отношениях, но для политолога очевидно, что цель выступления посла Бернса – «предложить хотя бы некоторые позитивные моменты, которые возможны в наших отношениях и которые уже существуют».
Именно этим Никонов объясняет то, что Бернс для своей речи выбрал ядерную тематику, где действительно «есть определенное сотрудничество и взаимная заинтересованность в нераспространении оружия массового поражения и ядерных материалов».
Посол дал понять, что при всех сложностях в российско-американских отношениях не все потеряно и есть вопросы, по которым страны могут сотрудничать. «Позитив, звучавший в его речи, в значительной степени контрастирует с тем, что мы слышим в последние дни из Вашингтона», – поделился Никонов с газетой ВЗГЛЯД.