Мэр Владивостока Владимир Николаев рискует быть отстраненным от занимаемой должности. По крайней мере этого добивается прокуратура Приморского края. Теперь исход зависит от Ленинского районного суда Владивостока, который и должен вынести соответствующее решение.
Городская казна заплатила за безопасность чемоданчика Николаева почти 4,5 млн рублей
Однако какой бы вердикт ни вынесли судебные органы, против городского главы уже возбуждено дело по 285 статье Уголовного кодекса («Злоупотребление должностными полномочиями»). Такое сообщение распространила во вторник Генпрокуратура России.
Как показала проверка, градоначальник заключил два договора с Управлением вневедомственной охраны (УВО). Один – на охрану имущества мэрии, второй – на охрану самого мэра и перевозимого им имущества. Имущество Николаева состояло из опечатанного чемоданчика, который всегда находился при нем.
При проверке выяснилось, что в дипломате нет никаких документов, содержащих гостайну. А мэр ссылался именно на это, оправдывая наем охраны. А так как бюджет города не предусматривает статьи на обязательную охрану мэра (глава города не относится к категории лиц, подлежащих обязательной государственной охране), городская казна заплатила за безопасность чемоданчика Николаева почти 4,5 млн рублей.
Кроме того, прокуратура инкриминирует городскому голове растрату бюджетных средств на обеспечение личного кортежа из машин ГИБДД и регулярные авиаперелеты по России и за рубеж.
Сам Николаев полностью отрицает вину, а все факты, на которых основывается обвинение, называет надуманными. Так, например, все вопросы о найме охраны он переадресует на имя бывшего градоначальника Юрия Копылова, который якобы заключил договор с УВО еще 9 лет назад. Администрация Николаева этот договор всего лишь продлила.
На все вопросы мэр отделывается стандартной фразой, что, мол, при помощи прокуратуры кто-то хочет нарушить спокойствие и дестабилизировать политическую обстановку в городе. «В течение последних двух недель в городе работала бригада следователей прокуратуры. Они сами заявили, что перед ними поставлена задача возбудить уголовное дело против меня во что бы то ни стало», – заявил Николаев.
Следователи прокуратуры действительно начали тщательно проверять столицу Приморья. Жители города связывают приезд прокурорской бригады с недавно прошедшей в Москве пресс-конференцией Владимира Путина. Тогда журналистка из Владивостока спросила президента, не собирается ли он вводить в Приморье президентское правление. К этому журналист добавила, что местные чиновники уже начали делить деньги, которые выделяются Дальнему Востоку для подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году.
Президент пообещал разобраться, а в Приморье вылетела группа московских следователей. Прозрачный намек местной власти дал и генпрокурор Юрий Чайка – он заявил, что крайне недоволен темпами борьбы с преступностью в регионе. Чайка также отметил, что главная проблема, с которой следует бороться на Дальнем Востоке, – это коррупция.
В среду эксперты по-разному оценивали шансы прокуратуры на снятие Николаева с должности. Одни уверены, что процедура лишения мэрского кресла довольно проста и четко отлажена. Так, например, директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что региональные власти вполне в силах справиться с вольницей на муниципальном уровне.
«Как правило, губернатор и другие представители федеральной власти способны влиять на глав МСУ. Это несомненный плюс, так как на местах картина коррупции выглядит предельно четко и ее размеры более ощутимы.
Однако я бы не стал связывать звенья последних мэрских смещений в единую цепь и объединять в какую-нибудь кампанию, направленную против мэров. Претензии, как правило, есть только к тем, кто коррумпирован запредельно», – сказал Марков корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
Но замдиректора Центра политической конъюнктуры России (ЦПК) Виталий Иванов не склонен соглашаться с коллегой. По его мнению, российское законодательство о местном самоуправлении имеет ряд недостатков.
«В России президент может снять с должности проштрафившегося губернатора. Однако губернатор не располагает такими полномочиями в отношении мэров. Как следствие, процедура лишения поста градоначальника довольно сложна и всегда требуется вмешательство со стороны федеральных органов власти», – отметил Иванов.