В мартовской избирательной кампании в местные заксобрания будут участвовать 93 партийных списка. При этом в каждом регионе соотечественникам придется выбирать не более чем из 8 партнаименований.
В Московской области под видом заверки списков шло прямое давление на политические партии с целью устранения кандидатов
Строчки в бюллетенях всех 14 охваченных предвыборной лихорадкой субъектов получили только четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В 11 регионах перечни своих кандидатов выставят «Патриоты России». Союз правых сил представит либеральную оппозицию в 9 регионах, а «Яблоко» – в шести.
Не самые блестящие регистрационные результаты либералы обычно объясняют происками властей. Но эксперты называют совсем иные причины. «Снизился профессионализм работы политических партий как участников политического процесса. Эту претензию я бы предъявил СПС и «Яблоку», – считает председатель совета директоров Независимого института выборов Александр Иванченко. По его мнению, в первую очередь этим обусловлено большое количество сбоев при регистрации списков обеих организаций.
Определенные препоны для всех непарламентских партий создают и нормы, прописанные в местных законах о выборах. В частности, суммы избирательных залогов в ряде регионов, по словам эксперта Независимого института выборов Аркадия Любарева, неоправданно высоки. Так, чтобы участвовать в выборах в Заксобрание Санкт-Петербурга, партиям, которые не хотят собирать подписи избирателей, надо внести залог 90 млн. рублей, в Московской области – 15 млн. рублей, в Томске – 9 млн. рублей.
В Орловской области, по словам эксперта Независимого института выборов Александра Кынева, избирательное законодательство в целом не отличается особым качеством. «А в Московской области под видом заверки списков шло прямое давление на политические партии с целью устранения кандидатов», – продолжает эксперт.
Правда, и сами партийцы не отличаются примерным поведением и готовы в любой момент подставить подножку конкурентам. СПС, например, не попал на выборы в Псковской области благодаря коллегам из СЕПР. По новому закону члены одной партии не имеют права идти на штурм парламента любого уровня под флагами другой организации.
Товарищи из СЕПР предъявили в псковский избирком бумагу, из которой следовало, что карманы двух кандидатов из списка СПС до сих пор обременены сепровскими партбилетами. Региональная группа в перечне претендентов от СПС была расформирована. И избиркому пришлось отказать в регистрации списку СПС из-за недостаточного количества региональных групп.
В Ставропольском крае тем временем разгорается скандал между единороссами и «эсерами». «Справедливая Россия» обвиняет юных сподвижников партии власти из «Молодой гвардии» в срыве встречи избирателей с мэром Ставрополя «эсером» Дмитрием Кузьминым, которая должна была состояться в Минеральных Водах. «Справедливая Россия» выигрывает от таких ситуаций. Ей же надо как-то доказать свою оппозиционность. Чем больше про нее говорят, тем больше у нее пиара», – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД Александр Кынев.
Правда, этот пиар никого пока не убедил. Повальной миграции членов «Единой России» в ряды «эсеров», на которую надеялись противники партии власти, не произошло. «Массового перехода из «Единой России» в «Справедливую Россию» нет», – говорит Александр Кынев. По его словам, охотно встают в очередь за «эсеровскими» партбилетами только отдельные независимые парламентарии, которые под прикрытием Миронова надеются опять занять депутатские места.
А вот члены трех партий, которые образовали общую «Справедливую Россию», не всегда стремятся в союзную организацию. В Псковской области, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе и Московской области многие из них, пояснил эксперт Независимого института выборов, предпочли списки «Патриотов России». Также бывшие активисты трех ныне не существующих организаций с удовольствием пополняют ряды «Народной воли».