– Вчера Центризбирком планировал отправить приглашения международным наблюдателям. Хотелось бы узнать, были ли они отправлены, и если да, то сколько и кому?
– Да, председателем ЦИК России Владимиром Чуровым вчера было дано поручение аппарату Центризбиркома направить приглашения. Мы никогда не были и не будем радикалами, и не будем выделяться из общепринятой практики по числу приглашаемых в цивилизованные государства наблюдателей, поэтому остановимся на цифре между 300 и 400 человек.
России не надо приглашать армию наблюдателей, так как российская избирательная система является одной из совершеннейших в мире
– Чем продиктовано сокращение международных наблюдателей на выборах 2 декабря? Не кажется ли вам, что выборы будут менее прозрачными, чем прежде?
– За пятнадцать лет существования демократических электоральных процедур в России мы вплотную приблизились к уровню реализации политических прав граждан таких цивилизованных западноевропейских стран, как Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Франция.
Эти страны, приглашая международных наблюдателей, всегда четко устанавливают процедуру и порядок их пребывания: сколько наблюдателей могут приехать в страну и когда, куда они могут прийти, на что могут посмотреть. Я предполагаю, что Россия уже находится на том же уровне и может так же четко регулировать эти отношения, как и другие государства с развитой системой демократических процедур.
– Достаточно ли 300–400 человек для того, чтобы отследить процесс голосования на такой огромной территории?
– С моей точки зрения, достаточно даже 50–100 профессионалов, которые профессионально работают и специализируются на организации и проведении электоральных процедур. Например, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России осуществляет мониторинг средств массовой информации всей России силами 3–5 человек. Я знаю еще ряд организаций, которые силами единиц ведут мониторинг и отслеживают все информационное пространство государства в преддверии выборов на предмет проведения информационной и агитационной деятельности.
Поэтому в век развитых информационно-коммуникационных технологий качество работы практически не зависит от большого количества присутствующих наблюдателей на выборах.
Примеры можно приводить и из международной практики, когда цивилизованные страны и международные организации считают достаточным отправлять наблюдателей в количестве шести человек для наблюдения за проведением выборов в Прибалтике. В Польшу отправляют на выборы единицы. В те же США, которые сравнимы по площади и численности избирателей с Россией, направляются делегации международных наблюдателей всего из нескольких человек.
– Не отразится ли негативно приглашение ограниченного числа наблюдателей на восприятие российских выборов как честных и демократических?
– Это две не связанные друг с другом вещи. Вне зависимости от количества наблюдателей оценка должна быть дана с профессиональной точки зрения объективно. Инструкции международных мониторинговых миссий, прежде всего БДИПЧ ОБСЕ, не предусматривают «закрытия» всех избирательных участков, но предусматривают случайную репрезентативную выборку и посещение избирательных комиссий по аналогии с тем, как это делается при социологических исследованиях.
Все социологические замеры базируются на опросе менее 1% респондентов, что всегда дает достаточно точную и объективную картину при условии, что исследование проводилось точно в соответствии с научными методиками. Поэтому достаточно ясную картину можно сформировать, посетив около тысячи участков в России, то есть по четыре участка для каждого международного наблюдателя, исходя из числа приглашаемых. Обычно пара международных наблюдателей посещает на выборах от 10 до 15 избирательных участков.
Приглашение иностранных наблюдателей в некоторой степени носит формальный оттенок, связанный с демократическим «этикетом» поведения цивилизованных государств, которые обязались, подписав ряд международных актов, приглашать наблюдателей. Для каких целей их приглашают? Во-первых, как это вытекает из Хартии европейской безопасности, для «улучшения избирательных практик», то есть – содействия в организации проведения демократических процедур.
Мы считаем, что России нет необходимости с этой целью приглашать армию наблюдателей, так как российская избирательная система является одной из совершеннейших в мире на сегодняшний день. Во-вторых, цель присутствия международных наблюдателей – информирование мирового сообщества о «качестве» проведения избирательных процедур.
Мы открыты для международного сообщества, нам нечего скрывать, поэтому мы приглашаем международных наблюдателей вопреки нашим политическим оппонентам, ожидавшим, что Россию еще до выборов можно будет обвинить в неисполнении международных обязательств в области человеческого измерения.
– Когда предположительно должны приехать наблюдатели в Россию?
– Все зависит от самих наблюдателей. Я полагаю, что тем организациям, которые профессионально занимаются наблюдением и специализируются на этом, много времени для того, чтобы собраться, не нужно. Они, получив приглашения, отправляют документы на аккредитацию и параллельно собираются в дорогу.
По приезде мы их встречаем, вручаем удостоверения международных наблюдателей, и они могут приступать непосредственно к работе. Исключения по срокам сборов могут составлять организации, которые не приспособлены к проведению мониторинга на выезде. Поэтому мы ожидаем их позже, но думаю, что за месяц и они соберутся в дорогу.