Казалось, что третий по счету международный форум не выйдет за рамки традиционных рассуждений о важности борьбы с новым мировым злом. Но на этот раз участники решили поспорить об адекватности самих способов борьбы с терроризмом.
Главный на очереди
Международное сообщество должно действовать жестко по отношению к тем странам, которые не препятствуют возникновению на своей территории баз террористов
Выяснилось, что по этому поводу у западных и российских коллег существуют немалые разногласия. Иностранные представители без тени сомнения отстаивали подход, который российские участники сразу же окрестили «затратным и неоправданным». Так, член правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума (ВААФ) Руперт Штольц попытался трактовать борьбу с терроризмом исключительно в терминах ведения военных действий: «Каждое государство должно признать, что терроризм - это военное преступление, а значит, искоренять его надо военными способами».
По мнению немца, международное сообщество должно действовать жестко по отношению к тем странам, которые не препятствуют возникновению на своей территории баз террористов. «Вплоть до объявления бойкота и военной интервенции», - предложил Штольц.
Немца поддержал израильтянин. Если государство терпит террористов, то это прежде всего его вина, считает экс-министр обороны Израиля, депутат кнессета Биньямин Бен-Элизер. Для более убедительной аргументации Бен-Элизер сослался на ливанский пример: «Эта страна станет доказательством, почему террористические организации не должны прятаться за вывеской сопротивления».
Неудивительно, что вслед за этим западные коллеги предложили не церемониться и с Ираном.
«Иран считается главным спонсором террористов, он будет отстаивать легитимность существования «Хезболлаха» в регионе и на международной арене», - предположил Бен-Элизер, который одновременно высказался за жесткий подход в решении иранской проблемы.
По напряженным лицам российских участников было заметно, что они радикализм западных коллег поддерживают лишь отчасти. Отечественные борцы с терроризмом заявляют: искоренять надо не только симптомы, но в первую очередь причины явления. В качестве весомой аргументации решили использовать в том числе положения национальной антитеррористической стратегии. А в ней, как известно, говорится не о приоритете, а о сочетании предупредительных и силовых мер.
Да и сам термин «терроризм» в нашем законодательстве трактуется не как обычное преступление, а намного шире - в качестве идеологии насилия и устрашающих действий.
«Те же эксперты спецслужб США и Европы с сожалением признают, что за пять лет войны с этой болезнью было нанесено больше морального ущерба государствам воюющей коалиции, чем материального ущерба террористическим группировкам», - разбил аргументы «ястребов» зампред думского Комитета по безопасности Анатолий Куликов.
«Войну с «Аль-Каидой*» можно считать проигранной, ведь бен Ладену удалось то, о чем он мог лишь мечтать: заманить американскую армию сначала в Афганистан, затем в Ирак и навязать им бесконечную войну по своим правилам. Но главное – руками США ему удалось устранить своего заклятого врага Саддама Хусейна», - настаивал депутат.
Эти слова произвели на иностранцев должное впечатление. Вице-президент апелляционного суда Парижа Жан-Луи Бругьер принялся рассуждать о «нетрадиционных угрозах», на первый взгляд вроде бы не имеющих отношения к терроризму.
В качестве одной из них Бругьер назвал нелегальную миграцию, роль которой в организации террористических сетей вряд ли стоит преуменьшать. «Подчас у мигрантов-террористов нет национальности, они быстро перемещаются, налаживают связи, создают группы и пересекают уже другие границы». Бругьер очертил и маршрут перемещения нелегалов, подозреваемых в связях с террористами.
Из его слов выходило, что главный транзит проходит через Испанию и Италию - эти страны используют иракские террористы, перемещающиеся под видом мигрантов на основании договоренностей с Турцией и Грецией. В США боевики попадают главным образом через Канаду, а в кавказские республики - через Египет и Турцию.
Обеспечить финансовую подпитку террористов также удалось за счет неконтролируемой миграции. По оценкам экспертов, активы международных террористических организаций составляют сегодня 15-25 млрд. долл. О российской специфике проблемы говорил на форуме и глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский. По данным МВД, в настоящее время на территории страны находится до 10 млн. незаконных мигрантов. Из-за них бюджет ежегодно недополучает порядка 250 млрд. рублей. «Эти деньги используются в том числе и для финансирования терроризма», - отметил глава ФМС.
При этом каналы переправки в Россию нелегалов часто совпадают с наркотрафиками и путями незаконных поставок оружия. Между тем удельный вес преступлений, совершенных мигрантами, остается невысоким, не выходя за 5% в год, рассказал Ромодановский.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ