Заместитель генерального директора «Группы 808» Сергей Никулин подробно остановился на зафиксированных в анализе тенденциях. Он отметил, что понятие «восьмерки» с трудом входило в лексикон западной прессы, которая и до сих пор продолжает употреблять термин «семерка». Однако именно в этом году упоминание о клубе ведущих держав как о «восьмерке» во многом связано с проведением саммита именно в нашей стране, ставшей полноценным участником сообщества ведущих стран мира относительно недавно.
Впервые в истории
В целом же информационная политика России становится более агрессивной, констатировал Мединский
Основное внимание западной прессы в этом году привлекли две темы, связанные с Россией. Это так называемая «газовая война» с Украиной и саммит «Большой восьмерки». И как констатировал Никулин, тема саммита превзошла по степени освещения истерическую кампанию, связанную с газом. Также не остался незамеченным и тот факт, что в период проведения саммита президент Путин был в западной прессе более упоминаемой фигурой, чем президент Буш. Впервые в истории хозяину саммита удалось затмить президента США.
Немаловажно и то, что тема энергетической безопасности стала увязываться в публикациях западной прессы с Россией. При этом эксперт констатировал, что энергетической безопасности не удалось стать основной темой саммита, поскольку ее заслонили темы Ближнего Востока и отчасти КНДР. Не осталась незамеченной западной прессой и «история с микрофоном» Джорджа Буша.
Этот казус был упомянут в каждой восьмой статье о саммите, в то время как в российских СМИ его доля составила всего 3%. При этом, по мнению эксперта, вполне возможно, Буш не отключил микрофон намеренно, поскольку до него подобные случаи были и с другими президентами-республиканцами – Рональдом Рейганом и Джорджем Бушем-старшим.
Как подчеркнул Сергей Никулин, саммит зафиксировал становление России в качестве глобального игрока на мировой арене, игрока очень прагматичного, действующего по рыночным правилам, сдавшего экзамен на право быть суверенной и демократической страной. «Россия осталась сильной, – констатировал эксперт, – но в нас до сих пор видят СССР и воспринимают на основе стереотипов холодной войны, что мешает прежде всего Западу».
Изменить имидж страны
Президент Российской ассоциации по связям с общественностью депутат Госдумы Владимир Мединский (фото Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД) |
Специалист по работе с общественностью также выразил надежду, что прогноз, сделанный авторами исследования прессы о том, что упоминаемость России после саммита резко снизится, не оправдается. «Представительство России в мире одним саммитом не ограничивается, темы для этого неисчерпаемы», – считает Михаил Маслов.
Президент Российской ассоциации по связям с общественностью депутат Госдумы Владимир Мединский, отметив сам шаг приглашения для работы на саммите западного агентства, посетовал на то, что оценить качество работы Ketchum невозможно, поскольку непонятно, какие задачи ставились перед агентством. Мединский предложил в следующий раз сделать привлечение западных агентств более открытым процессом.
В целом же информационная политика России становится более агрессивной, констатировал депутат. Правда, по его мнению, это лишь бледное подобие того, что делал СССР. «Нам всем еще учиться и учиться у товарища Суслова», – признался Мединский.
Директор Департамента экономического анализа Минпромэнерго Станислав Наумов акцентировал внимание на том, что западная пресса зачастую просто отражает мнения, существующие внутри России, поэтому для успешного взаимодействия с мировым общественным мнением надо работать с общественным мнением внутри страны. По словам Наумова, тема энергетической безопасности не сходит с повестки дня и продолжает оставаться актуальной для западных журналистов. В качестве позитивных итогов саммита Станислав Наумов отметил успешное проведение на Западе IPO рядом российских компаний.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов выразил уверенность в том, что Россия остается мировой державой по определению, несмотря на то, проходят в ней встречи «Большой восьмерки» или нет.
При этом значительная часть публикаций западной прессы о России, по словам Иванова, носит негативный характер из-за того, что Россия стала вести себя более самостоятельно. Поэтому основную задачу политолог видит не в простом количественном упоминании России, а в упоминании в позитивном контексте.
С ним согласился руководитель департамента аналитики группы компаний «Никколо М» Станислав Радкевич, который отметил, что качественно изменить имидж России саммиту не удалось, но это и была непосильная задача, поскольку средствами PR качественно изменить имидж страны нельзя, это можно сделать только на основе ее достижений.