«В России отсутствует политика государственного расизма, а ее общество нельзя назвать расистским», – утверждает спецдокладчик ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии Дуду Дьен.
Формируя негативный облик целой нации, пресса и телевидение провоцируют массовую ксенофобию
В то же время, по его мнению, правительство пока не демонстрирует «достаточную политическую волю в борьбе с проявлениями расовой дискриминации и ксенофобии, получившими в последнее время массовое распространение».
К таким выводам независимый эксперт ООН пришел после семидневного общения с «представителями как официальных институтов власти, так и различных неправительственных организаций и национальных меньшинств». По словам Дуду Дьена, официальные лица принимали активное участие в его работе, предоставив исчерпывающую информацию по всем интересующим спецдокладчика ООН вопросам. Однако в итоге позиция чиновников оказалась отлична от мнений, высказанных представителями неправительственных организаций.
«Всем, с кем я встречался, было задано три вопроса: существуют ли проблемы в российском обществе, связанные с расизмом и ксенофобией; каковы исторические корни расовой дискриминации в России; достаточно ли эффективны решения, направленные на нейтрализацию проявлений расизма?» – рассказал Дуду Дьен. По его словам, представители власти, признавая наличие расистских настроений в некоторой части российского общества, связывали их в первую очередь с экономическими и социальными условиями, в то время как «частные лица» (среди которых лидеры различных неправительственных и некоммерческих организаций) говорили о недостаточном участии государства, и в частности правительства, в борьбе с проявлениями ксенофобии.
Касаясь вопроса о законодательном поле, Дуду Дьен заметил, что, несмотря на уверения чиновников в существовании целого арсенала административных и уголовных мер, связанных с профилактикой и прекращением расовой дискриминации, он готов согласиться с рядом российских правозащитников, заявивших о «сыром законодательстве, связанном с проявлениями расизма», а также о «намеренно недостаточном использовании уже существующих законов».
Несмотря на некоторые шероховатости, связанные с программой пребывания спецдокладчика ООН по расизму, расовой дискриминации и ксенофобии в РФ (во время своего визита эксперт смог посетить лишь Москву и Санкт-Петербург и, кроме того, так и не встретился с Владимиром Путиным), Дуду Дьен остался доволен итогами работы в России: «У нас были некоторые расхождения в цифрах, однако по ситуации в целом мое мнение и мнения официальных лиц и независимых экспертов совпадают – налицо опасная динамика роста проявлений расизма и ксенофобии в российском обществе. Правительство это признает и, кажется, нацелено на продуктивную работу с такого рода настроениями».
Дуду Дьен упомянул еще об одной проблеме, от решения которой, по его мнению, во многом зависит успех борьбы с развитием расовой дискриминации в России. «Некоторые данные, полученные мною во время моего пребывания в России, заставляют меня включить в доклад Совету ООН по правам человека информацию о наличии в стране определенных политических сил, чья программа основана на расистских лозунгах».
Немалый вклад в разжигание расовой нетерпимости, по мнению эксперта ООН, вносят российские СМИ: «Формируя негативный облик целой нации: все чеченцы – потенциальные террористы, все цыгане – воры, пресса и телевидение провоцируют массовую ксенофобию».
В течение двух-трех недель Дуду Дьен представит в Совет ООН по правам человека доклад о ситуации, связанной с распространением расизма и ксенофобии в России. Далее, по словам спецдокладчика ООН, на основании доклада эксперты ООН подготовят рекомендации для российского правительства. «Однако уже сейчас можно говорить о необходимости создания национального института с участием как представителей правительства, гражданского общества и духовных сил, так и жертв расовой дискриминации», – заявил Дуду Дьен, завершая пресс-конференцию в Москве.