До сегодняшнего дня при оплате ОСАГО понижающий коэффициент действовал только в отношении автомобилей, не попадавших в ДТП. Теперь же предлагается распространить его на водителей за безаварийную эксплуатацию транспортного средства при заключении новых договоров ОСАГО в случае смены автомобиля.
В нынешнем виде закон побуждает водителя ездить на старом, а порой и просто обветшавшем автомобиле
Фактически это система скидок или надбавок к базисной тарифной ставке, которая зависит от того, наступал ли у страхователя за отчетный период страховой случай, пояснил на заседании автор законопроекта депутат Алексей Сигуткин (фракция «Единая Россия»). «Основываясь на собственном опыте страхования, мы решили, что справедливо будет исходить из того, что автомобилем управляет все-таки водитель, а не наоборот», – аргументировал необходимость изменений Сигуткин.
В настоящее время один год безубыточной езды дает страхователю 5% скидки на полис ОСАГО, отметили законодатели. В принципе хороший водитель может сократить стоимость своего полиса наполовину. Но заработать такой бонус можно лишь при условии, что вы будете ездить без страховых случаев 10 лет. «Добиться такого и хорошему водителю вряд ли удастся, – отметил в свою очередь единоросс Александр Коваль. – Поэтому вносимые поправки станут стимулом не только повышения безаварийной езды, но и замены устаревших автомобилей».
Ведь по нынешней версии закона, все водительские достоинства пропадают для страховщика, как только он решил поменять машину. Теперь с новым автомобилем история страхователя не начнется, а продолжится. А значит, вся система поощрений станет более рациональной, отметили парламентарии. «В нынешнем виде закон побуждает водителя ездить на старом, а порой и просто обветшавшем автомобиле. Тогда как при покупке нового начинается и новый десятилетний срок, после которого можно рассчитывать на применение льготного коэффициента за безаварийную езду, – пояснил газете ВЗГЛЯД по итогам заседания вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. – При этом повышающий коэффициент в отношении тех, кто совершал аварии в предыдущие страховые периоды, действует независимо от того, на каком автомобиле эти аварии были совершены».
Катренко подчеркнул, что теперь страховщики будут обязаны учитывать льготные коэффициенты за безаварийную езду в предыдущие периоды и тогда, когда водитель приобретет новый автомобиль и заключит новый договор ОСАГО. «Таким образом мы уравниваем в правах владельцев транспортных средств в случае применения к ним не только повышающих, но и понижающих коэффициентов», – сказал вице-спикер.
Впрочем, по мнению экспертов, эти поправки в механизм функционирования закона об ОСАГО грозят появлением новых противоречий. А именно – непонятно, что делать с теми водителями, у которых в пользовании находится несколько автомобилей и по каждому из них стаж безаварийной езды разный. В подобной ситуации непонятно, какой коэффициент использовать при выдаче страхового полиса ОСАГО в качестве основного. Похожая проблема возникнет и с юридическими лицами, имеющими в собственности десятки автомобилей.
В свою очередь в беседе с газетой ВЗГЛЯД Алексей Сигуткин не исключил, что в ближайшее время законодатели могут выступить с еще одной инициативой – когда страховщикам при расчете понижающих коэффициентов предложат учитывать и количество нарушений водителями правил дорожного движения.