Практически все, что делает Владимир Путин, – его поездки, выступления, решения, – ни для кого не секрет. Публичная жизнь президента России доступна всем, кто смотрит телевизор, слушает радио, листает прессу или бороздит просторы Интернета, где наряду с информационными ресурсами ежедневно обновляется официальный сайт www.kremlin.ru. И даже стенограммы редактируются с точки зрения стилистики, а не цензуры.
Последовательно открытая – так оценивает информационную политику в части освещения деятельности главы государства Андрей Варламов, заместитель начальника Управления пресс-службы и информации президента РФ. Четко и круглосуточно – пресс-служба Кремля, отвечающая за формирование общественного мнения о президенте, работает, как часы. Одновременно являясь часами, по которым президент сверяет то, что происходит в стране, с реакцией общества.
Как президент читает газеты
Информацию, проходящую по каналам ведущих российских и мировых информагентств, российский лидер тоже получает ежедневно
Президент практически не читает газет – в том шуршащем виде, в каком мы привыкли находить их в своих почтовых ящиках или покупать в киосках. Тоже почтой, но фельдъегерской, Владимир Путин получает дайджест публикаций, который для него верстает департамент оперативной информации пресс-службы. Обычно в кремлевскую подборку включаются заметные статьи на политические, экономические и социальные темы. Ясно, что президента и других получателей – ключевых фигур в его администрации и правительстве – вряд ли интересует, например, судьба «мыльной» героини Кати Пушкаревой. Отмечу также, что список газет и журналов, чьи бренды попадают в кремлевский дайджест, относительно невелик. Но критерии отбора – вполне логичные. В объятия мониторинга попадают наиболее тиражные печатные СМИ, а также формирующие мнение разных элит, например бизнеса.
«В нашей стране очень интересная региональная пресса, – говорит Варламов, – но, к сожалению, мы просто не можем ее охватить, потому что ее очень много – тысячи газет, журналов, каналов. Но это не значит, что мы полностью игнорируем местный срез. Когда президент едет в регион, ему обязательно в течение нескольких дней дается обзор местной печати. Чтобы глава государства не только со слов губернатора или полпреда президента понимал, что волнует людей и чем живут они, а еще и из этого источника».
И, конечно, президент – читатель специфический, потому что может принимать решения.
«Это довольно сложный процесс, – замечает Варламов, – но, бывает, что на принятие решения президента наталкивают и СМИ. Особенно материалы критические или о ситуации, острота которой в силу тех или иных причин не доходит в докладах. Кроме того, глава государства реагирует и на письма граждан. Он не только получает подробный отчет, о чем пишут, но и сам читает часть поступающих на его имя писем. Думаю, президент в любом случае учитывает мнение СМИ, понимая, что, как говорится, если событие не описано, то его и не было».
Как смотрит выпуски новостей
Интенсивный график, разумеется, не позволяет Президенту провести вечер за телевизором |
Как DVD-фильмы. Интенсивный график, разумеется, не позволяет президенту провести вечер за телевизором. Поэтому выпуски новостей он смотрит в записи и чаще всего в автомобиле – диск с дорожками, количество которых соответствует числу главных каналов, каждый день тоже готовит пресс-служба.
Информацию, проходящую по каналам ведущих российских и мировых информагентств, российский лидер тоже получает ежедневно – утром и вечером. В предельно сжатом виде, без словесного мусора и тумана. Точность в пресс-службе вообще как религия. И даже опечатки – страшный грех. «Разумеется, мы отдаем себе отчет в том, что информационные продукты пресс-службы – лишь один сегмент информации, которую имеет глава государства. Но стараемся, чтобы она к нему поступала как можно более объективно», – говорит Варламов.
Никто не знает, заходит ли Владимир Путин на свой официальный сайт, которым ведает департамент по работе с интернет-сайтом. Со времен Бориса Ельцина ресурс кардинально менялся несколько раз, и сейчас его структура считается оптимальной. Обновляется www.kremlin.ru довольно быстро. Например, если президент встретился с губернатором, то информация об этом появится меньше чем через час, а стенограмму самого разговора придется подождать. Перевод текстов на английский для англоязычной версии сайта осуществляют профессиональные переводчики – носители языка. Условие обязательное, иначе ошибок не миновать. А точность, напомню, – как религия.
Как Путин общается с журналистами
Президент просто понимает важность труда журналистов, понимает, что от того, как и что они напишут или покажут, во многом будет зависеть и отношение общества к тому, что он делает |
Не как Джордж Буш и некоторые другие главы государств, недолюбливающие прессу. Когда Путин сказал, что «быть с обществом в ответственном диалоге – политически целесообразно», то просто еще раз призвал чиновников следовать своему примеру.
«Президент просто понимает важность труда журналистов, понимает, что от того, как и что они напишут или покажут, во многом будет зависеть и отношение общества к тому, что он делает, – говорит Варламов. – И в силу того, что он много в состоянии запомнить и в нужный момент вспомнить, для него общение с прессой не представляет большой сложности. Более того, Путин предпочитает, если есть такая возможность, лично убеждать журналистов в правильности того или иного своего решения и может выслушать и их мнение. Был случай, когда с американскими журналистами он общался часа четыре. У них уже вопросы кончились. Он не устает это делать, раз. И понимает значение этого, два. Это его особенность. Схема отношений с прессой у каждого президента формируется по-разному.
Отмечу также, что послания Федеральному собранию, выступления, поздравления и другие речи для главы государства пишет не пресс-служба, а другая кремлевская структура – референтура президента. Именно здесь работают спичрайтеры. Главное в тексте, конечно, – мысль. Но и стилистически, разумеется, все должно быть идеально. При этом Путин, конечно, не Ельцин, который буквально «прилипал» к бумажке. Нынешний президент часто редактирует текст – и в процессе его написания, и даже в процессе своего выступления».
Как создается общественное мнение
В подавляющем большинстве мероприятия с участием Президента, особенно если речь о крупных встречах, конференциях и так далее, полностью проводятся в открытом режиме |
Читая зарубежную прессу, понимаешь, насколько Запад окутан стереотипами о России – как туманом. Один испанский журналист рассказывал мне, что ему, например, могут дать задание сделать репортаж о российских людоедах. «Я объясняю начальству, что по улицам Москвы людоеды не гуляют толпами, но задания из Мадрида наподобие этого все равно получаю регулярно», – говорит он. Пытается ли пресс-служба Кремля сформировать положительный образ России и президента за рубежом?
«Разумеется, – говорит Варламов. – Мы стараемся работать со всеми зарубежными журналистами. В том числе индивидуально, предоставляя интересующую их информацию по запросам. И объясняя ее. Ведь даже самое хорошее дело, не поняв, можно препарировать в совершенно негативном ключе. Другое дело, что здесь ни в коем случае нельзя врать, поскольку если обман вскроется, то будет только хуже. Прежде всего как раз для имиджа. Конечно, со стереотипами бороться очень сложно. Они существуют не просто сами по себе, а еще и подпитываются. Поэтому здесь лучшая иллюстрация – то, что реально происходит».
Аккредитацией на мероприятия с участием главы государства занимается отдельный департамент пресс-службы. Особых заборов здесь не создают, напротив, всегда рады аккредитовать журналиста, исключение делается разве что для чисто развлекательных СМИ, которые, кстати, иногда тоже рвутся на «сурьез».
«Вот вы, – говорит Варламов, – спрашиваете, как формируется общественное мнение о деятельности президента. Вот оно так и формируется. Дается возможность все увидеть и самостоятельно написать. И представьте себе, как можно контролировать – если об этом думать – такую информационную массу. Да никак. Единственное, что мы можем сделать, – дать возможность как можно больше увидеть и услышать. Поэтому в подавляющем большинстве мероприятия с участием президента, особенно если речь о крупных встречах, конференциях и так далее, полностью проводятся в открытом режиме. Даже если нет места в зале, журналистам организуется прямая трансляция. Вот, пожалуй, самый главный метод работы».