Весенняя страда выборов продолжилась в Италии, причем кампания там оказалась куда более интригующей, чем это предполагалось изначально. Казалось бы, все опросы четко говорят о том, что правые во главе с действующим премьером Берлускони уступают не менее 5% левой коалиции во главе с Романо Проди. Более того, такой расклад подтверждался и данными exit polls. Однако в какой-то момент все переменилось: оказалось, что левые перехватили лидерство – причем в обеих палатах парламента.
Коалиция – штука тонкая
Итальянские выборы показали, что быть левым в Европе по-прежнему модно и стильно: рухнул едва ли не единственный в Старом Свете правый режим. И неудивительно, что для своеобразного «закрепления» своей победы Проди заявил о категорическом отказе от формирования «большой коалиции» – невзирая на то, что разрыв между конкурентами измерялся чуть ли не сотыми долями процента. Хотя еще полгода назад в Германии, к примеру, победители (правые) все же пошли на подобную меру с целью достичь максимального «общественного консенсуса». Левым подобный подход, видимо, достаточно чужд: «если враг не сдается, его не берут в коалицию».
От «большой коалиции» отказались (по крайней мере пока) и на Украине. На прошлой неделе пропрезидентская «Наша Украина», Блок Юлии Тимошенко и социалисты подписали соглашение, оставив таким образом за бортом победителя выборов – Партию регионов.
Другой вопрос, что решение ключевого вопроса о кандидатуре премьер-министра оказался отложенным – что, впрочем, тоже вполне предсказуемо. Куда интереснее, как будут развиваться события в мае – когда откладывать будет уже некуда. В очередной раз повторимся: события тут могут пойти по самому неожиданному сценарию. Виктора Ющенко явно не устраивает появление во главе кабинета Тимошенко, а пани Юля, со своей стороны, видит себя только в этом качестве. Так что если в мае оранжевая коалиция распадется – это будет не особо удивительно. Притом что на блокирование с Партией регионов могут пойти как сторонники Ющенко, так и блок Тимошенко.
«Боржоми», бомбы, «Осы»
Михаил Саакашвили посетил Китай – и едва ли не основной темой обсуждения сделал именно вопрос о судьбах грузинского виноделия (фото: Reuters) |
Нынешние коллизии в Киеве несколько «подморозили», скажем так, российско-украинские отношения. На конец апреля был запланирован визит в столицу Незалежной Владимира Путина – однако теперь стороны решили его перенести. Что вполне логично: политический кризис на Украине явно далек от завершения, а потому встречу президентов двух стран лучше перенести на более стабильный период.
А вот отношения между Москвой и Тбилиси, похоже, охладевают все больше и больше. Причем силы с обеих сторон действуют явно из разных «весовых категорий». С российской стороны основным противником Саакашвили и Co. выступает достаточно скромный чиновник – главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Однако и его действий оказалось вполне достаточно для того, чтобы в истерику впали самые высокопоставленные сановники в Тбилиси. По воробьям не нужно палить из пушки – хватит и мелкокалиберной винтовки. Точнее, запрета на импорт в Россию грузинских вин – а заодно и знаменитого «Боржоми».
Тем временем Михаил Саакашвили посетил Китай – и едва ли не основной темой обсуждения сделал именно вопрос о судьбах грузинского виноделия. Китайские лидеры внимали речам батоно Мишико с традиционной восточной вежливостью – но в глубине души, надо полагать, немало веселились.
Куда более серьезную реакцию вызвали на Западе заявления иранского президента о том, что его страна вступила в «ядерный клуб»: местным ядерщикам, по его словам, удалось добиться обогащения урана до уровня 3,5%. Госсекретарь США Кондолиза Райс уже сделала по этому поводу ряд жестких заявлений вплоть до призыва применить силу. Притом что до создания реального ядерного оружия Ирану еще далеко, да и сами слова Ахмадинежада пока еще не подтверждены фактами. Не говоря уже о том, что заместитель министра иностранных дел Ирана Манучехр Мохаммади в пятницу, во время своего визита в Москву, подчеркнул, что его страна «не собирается создавать ядерное оружие».
Ядерными вопросами, кстати, новости из Тегерана на этой неделе не ограничились. Ахмадинежад в очередной раз обрушился на Израиль, назвав его «гнилым засохшим деревом, которое будет уничтожено одним штормом». Реакция Иерусалима была быстрой и жесткой; суть ее сводилась к тому, что иранский президент идет по стопам Саддама Хуссейна и разделит судьбу последнего. Впрочем, как именно будет это происходить, израильские лидеры не сообщили.
Если в Тегеране, как это было принято называть лет тридцать назад, бряцали ядерным оружием, то в Москве сторонники Эдуарда Лимонова предпочли оружие вполне конвенционное – газовое («Удар») и резинострел («Оса»). С помощью этих несмертельных приспособлений, а также собственных рук и ног, нацболы дали отпор представителям движения «Россия молодая», которые вздумали закидать стареющего лидера НБП продукцией птицеводства (проще говоря, яйцами).
После чего сдали поверженных младороссов милиции. Оставив в покое вопрос пределов необходимой самообороны, заметим: отныне лимоновцы едва ли могут апеллировать к собственной практике ненасильственных действий. Особенно после того как фотографии размахивающих стволами и попирающих противников ногами нацболов распространились в прессе.
Представители НБП сами с охотой закидывали различного рода съедобными продуктами своих политических оппонентов – и очень любили жаловаться на беспредел злых милиционеров. Когда же их собственную тактику обернули против них самих, оказалось, что и милиция на что-то годна, и банальное рукоприкладство в сочетании с использованием «разрешенного оружия» вполне уместны. Что сделаешь, двойная мораль всегда была в чести у представителей маргинальных политических движений. Вот только имидж «чистых мальчиков и девочек с горящими глазами» как-то подпортился, не находите?..