Госсекретарь США Кондолиза Райс сегодня на пресс-конференции после переговоров с министром иностранных дел Австралии Александером Даунером призвала Пекин к большей открытости в вопросах своего военного строительства. Этот процесс должен носить «прозрачный характер», подчеркнула она.
Потенциальная угроза
В Китае было объявлено о решении увеличить на 14,7% ассигнования на оборону – в текущем году они превысят 35 млрд. долларов
Глава американской дипломатии прибыла с трехдневным визитом в Австралию, кульминацией которого станут предстоящие в субботу в Канберре консультации с австралийским и японским коллегами по вопросам стратегической безопасности в мире. Ожидается, что китайская тема наряду с Ираком и КНДР выйдет на первый план.
На днях в Китае было объявлено о решении увеличить на 14,7% ассигнования на оборону – в текущем году они превысят 35 млрд. долларов. Рост расходов мотивирован необходимостью повышения обороноспособности страны и улучшения социальных условий военнослужащих. При этом в Пекине отмечают, что оборонный бюджет Китая «во много раз» меньше американского, сообщает ИТАР-ТАСС.
Напомним, что еще в феврале Соединенные Штаты заявляли о создании нового стратегического оружия для защиты страны от потенциальной угрозы со стороны таких крупных держав, как Китай, который имеет хорошие возможности оспорить превосходство США.
Вашингтон планирует увеличить численность американских сил специального назначения, борющихся с терроризмом, на 15%, создать силы для выполнения военных задач, которые будут препятствовать перевозкам химического, биологического и ядерного оружия, а также расширить средства ведения психологической войны.
Пентагон опубликовал одобренный конгрессом США «Обзор сил обороны», в котором описывается стратегия, призванная отразить возможные угрозы для безопасности страны в ближайшие 20 лет, передает Reuters. В документе говорится, что выбор «крупных и развивающихся держав», в том числе Индии, России и Китая, станет ключом к ситуации с безопасностью в мире в XXI веке. «Среди крупных и развивающихся держав у Китая наибольший потенциал, чтобы конкурировать с США в военной мощи и в области военных разрушающих технологий, которые со временем могут нивелировать традиционное военное превосходство США в отсутствие контрстратегий», – говорится в документе.
Потребности Китая
Глава Генштаба Вооруженных сил РФ генерал Юрий Балуевский (фото ИТАР-ТАСС) |
В августе 2005 года глава Генштаба Вооруженных сил РФ генерал Юрий Балуевский заявлял, что Россия не опасается роста военной и экономической мощи Китая. «Увеличение военной и экономической мощи государства заставляет, конечно, задуматься его соседей, но, как мне представляется, у России сегодня нет опасений, что экономическое активное движение Китая сегодня наносит ущерб нашим отношениям и создает какие-то проблемы для наших отношений с США», – сказал Балуевский.
В опубликованном докладе Пентагона о военном потенциале Китая говорится, что китайские ядерные силы обладают возможностью нанесения удара по Индии, России, по большей территории США, Австралии и Новой Зеландии. Вместе с тем в докладе отмечается, что китайская ядерная доктрина не предусматривает нанесения первого удара.
По данным авторов доклада, китайская сторона, которая закупает новые вооружения и технику в России, также активно приобретает технику «двойного назначения» в Италии, Франции, Великобритании и США. Как заявил глава Пентагона Дональд Рамсфелд, доклад «ясно демонстрирует причины, по которым президент США просит ЕС не снимать эмбарго на поставку оружия в Китай», сообщает РИА «Новости».
Ранее ВЗГЛЯД писал, о том, что потребности Министерства обороны Китая в высокотехнологичном вооружении исправно обеспечивает Москва. При закупке оружия в Европе КНР идет по пути прямого импорта изделий или закупки относительно устаревших технологий, имея в виду будущее развертывание собственного производства. Подобная модель сохранится и далее, ведь европейское оружие намного дороже российского, а платить за него Китаю приходится строго наличными.
Например, истребитель Mirage 2000-9 стоит на международном рынке около 70 млн. долларов, тогда как российские Су-30МКК – около 37 млн. долларов. Даже после отмены эмбарго, основываясь на цене и традиции, Китай будет по-прежнему выбирать российское оружие.