Парламентарий отрицает, что «дачное дело» бывшего премьера, который нынче считается одним из лидеров оппозиции, имеет под собой политическую подоплеку. «У этой команды нет политических воззрений, интересов. Эти люди служат одному человеку – американскому президенту, который изображен на долларах», - говорит Хинштейн.
Задумывалась как «пустышка»
Став хозяином дачи, Михаил Касьянов не нашел ничего лучшего, как сломать ее главное здание и начать «возводить новый дом дворцового типа
«Дачная история» началась в 1996 году. Тогда компания «Эвихон» заключила с Госкомимущества договор аренды на дачные участки «Сосновка-1» и «Сосновка-3» сроком на 49 лет. Затем «Эвихон» передал эти дачи в ведение ФГУП «ВПК-Инвест», которое в феврале 2003 года получило у Минимущества разрешение на продажу усадеб с торгов. «Сосновка-1» была продана ООО «Амелия», а «Сосновка-3» досталась ООО «Вельтекс», доля в уставном капитале которого принадлежит главе «Альфа-Групп» Михаилу Фридману.
«Амелия» недолго владела бывшей госрезиденцией. 28 января 2004 года хозяином «Сосновки-1» стал тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов, который купил дачу площадью несколько гектаров всего за 11,5 млн. рублей.
Летом минувшего года член думской фракции «Единая Россия» Александр Хинштейн подал депутатский запрос, в котором поинтересовался, насколько законной была сделка между «Амелией» и бывшим премьером. По мнению парламентария, названная компания с уставным капиталом в 10 тыс. рублей изначально задумывалась как «пустышка», через которую удобно было приобрести в собственность роскошную усадьбу.
1 июля 2005 года Генпрокуратура возбудила против Михаила Касьянова уголовное дело по части 3 статьи 165 УК, которая предусматривает наказание за «причинение имущественного ущерба в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием». А в конце августа Росимущество направило в Московский арбитражный суд иск о признании недействительными всех сделок по продаже дач в «Сосновке-1» и «Сосновке-3». Чиновники посчитали, что аукционы по этим участкам были проведены с нарушением закона, а цена проданных усадеб была искусственно занижена.
В минувший четверг Арбитражный суд удовлетворил иск Росимущества к ФГУП «ВПК-Инвест», ГФУП «Госпредприятие по реализации военного имущества», признав недействительным аукцион по продаже бывшей госрезиденции «Сосновка-1». Как следствие, была аннулирована и сделка между ООО «Амелия» и Михаилом Касьяновым. Правда, при этом арбитры отклонили требование истцов обязать экс-премьера вернуть дачу в госсобственность.
«Сгубила жадность»
Экс-премьер Михаил Касьянов (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
По словам Александра Хинштейна, это не значит, что усадьба останется у Касьянова. Как объяснил депутат, сейчас «Сосновка-1» принадлежит физическому лицу. Поэтому решение о «реприватизации» дачи должен принимать не Арбитражный суд, а суд общей юрисдикции.
После того как вердикт Арбитражного суда (который Касьянов до 2 марта вправе оспорить) вступит в силу, Росимущество может подать новый иск. Согласно ст. 301 Гражданского кодекса чиновники имеют право «истребовать имущество из чужого владения». Если служители Фемиды согласятся с доводами истцов и обяжут экс-премьера вернуть «Сосновку-1» государству, бывший председатель правительства не сможет даже претендовать на компенсацию как добросовестный приобретатель, так как таковым, считает Хинштейн, не является.
Как гласит ст. 302 ГК, добросовестным приобретателем может быть «лицо, которое не знало и не могло знать о том, что приобретает незаконно отчужденное имущество». Однако, уверен парламентарий, Касьянов легко мог узнать, на что идет. «Решение об отчуждении имущества принималось непосредственно им. То есть он был в конце и в начале операции. Случайность исключается, так как Касьянов – это установленный факт – еще в бытность премьер-министром приезжал в «Сосновку-1» вместе с женой, осматривал ее на предмет будущего поселения, обсуждал устройство, - пояснил парламентарий. –Полагаю, что в решении должна прозвучать следующая формулировка – цитирую по аналогичному судебному решению: «покупатель должен был знать, принимая во внимание степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от участников оборота недвижимого имущества».
Как говорит Хинштейн, Касьянова «сгубила жадность». В уже далеком 2004 году он мог купить дачу за честные 4-5 млн. долларов (116-145 млн. рублей) вместо выплаченных 11,5 млн. рублей. Сейчас же он лишится усадьбы, рыночная стоимость которой, по оценкам независимых экспертов, взлетела до 41 млн. долларов.
Более того, возможно, экс-премьеру придется еще доплатить государству. По словам единоросса, став хозяином дачи, Михаил Касьянов не нашел ничего лучшего, как сломать ее главное здание и начать «возводить новый дом дворцового типа». Никакой разрешительной документации на эти работы, утверждает депутат, у бывшего председателя правительства нет, поэтому «государство вправе потребовать возмещения ущерба: восстановить здание в первозданном виде или выплатить компенсацию».