В конце октября Генеральная Ассамблея ООН постановила создать рабочую группу по подготовке соответствующего договора, и это решение было поддержано 139 странами. Однако крупнейшие поставщики и импортеры оружия (Россия, Белоруссия, Китай, Индия, Иран, Израиль, Венесуэла, арабские страны) в ходе голосования предпочли воздержаться. А США и вовсе выступили против.
Европейцы проталкивают идею о контроле торговли оружием из-за того, что сами продают его несравнимо меньше
Руководитель британской неправительственной организации Safeworld Бернардо Мариани уверен, что договор, контролирующий распространение стрелкового оружия, будет принят к началу 2009 года. «Рано или поздно договор будет принят, поэтому лучше принимать участие в его подготовке, чем наблюдать, сидя на заборе», – заявил он во вторник, обращаясь к российским экспертам.
Как отмечает директор программы ПИР-центра по обычным вооружениям Вадим Козюлин, в настоящее время, когда в мире наблюдается рост взаимного недоверия, условия для подписания договора не самые благоприятные. Но все может резко измениться, если на президентских выборах в США победит демократ. В этом случае американцы не только поддержат европейскую инициативу по контролю торговли оружием, но и станут ее локомотивом.
Российские специалисты в области торговли вооружением не столь оптимистично смотрят на судьбу документа. Руководитель группы законодательного обеспечения Рособоронэкспорта Владимир Кудашкин отмечает, что идея о новом договоре по торговле оружием имеет право на жизнь, недаром Россия не выступила против, а лишь воздержалась при голосовании на Генассамблее.
Но принципы, на которых может быть заключен подобный договор, российской стороне представляются далеко не очевидными. «Не всегда понятно, кто в вооруженном конфликте является жертвой, а кто агрессором, а в приграничных конфликтах это и вовсе невозможно установить», – указывает на недостатки европейского подхода Владимир Кудашкин.
К тому же есть опасения, что принятие договора приведет к ущемлению национальных интересов России. Найти объективные критерии при разработке такого договора будет очень непросто, считает представитель Рособоронэкспорта. При этом российское правительство делает, со своей стороны, все возможное, чтобы исключить перепродажу российского оружия без разрешения России, отмечает Кудашкин.
Учитывая осторожную позицию по отношению к активно продвигаемому ООН проекту, встает вопрос, что будет с российским экспортом в том случае, если договор будет принят, но Россия его не подпишет. «Если действия каких-то стран не будут соответствовать договору, то их необходимо будет призвать к порядку, конкретный режим санкций будет определяться правительствами», – не стал скрывать Бернардо Мариани. Однако руководитель британской неправительственной организации Safeworld остается оптимистом и считает, что Россия присоединится к новому пакту оружейников.
Заведующий аналитическим отделом Института военного и политического анализа Александр Храмчихин рассказал газете ВЗГЛЯД, что европейцы проталкивают идею о контроле над торговлей стрелковым оружием из-за того, что сами продают его мало, их инициатива направлена на ограничение крупнейших экспортеров оружия. В поддержку документа американцами даже при условии победы демократов на президентских выборах эксперт не верит. «Торговля оружием – святое дело американской нации, я слабо себе представляю, что американцы поддержат договор об ее ограничении», – считает Храмчихин.
России договор, проталкиваемый европейцами, откровенно невыгоден, уверен эксперт, и применение санкций к странам, которые его не подпишут, маловероятно.