Финансирование отрасли в 2006 году составит 200 млрд. рублей, что на 79 млрд. рублей больше по сравнению с 2004 годом. «Важно научиться распоряжаться ресурсами, а для этого надо изменить сами механизмы управления», – заинтриговал сходу министр.
«Деньги должны идти за учеником»
Платить педагогу будут теперь не только исходя из его квалификации и результатов работы, но и с учетом количества обучающихся
Оказалось, что на подвижки в отрасли министерство подтолкнул демографический кризис. «За последние годы количество школьников в нашей стране сократилось на 5 млн., – сообщил Фурсенко. – Зато число учителей почти не сокращается». По словам министра, сегодня на одного педагога приходится менее 10 учеников, для сравнения, в европейских странах – один учитель на 15 подопечных. Армию школьных преподавателей постоянно пополняют и учителя-пенсионеры, «которые не могут выходить на заслуженный отдых из-за нищенской пенсии», сказал министр.
Исправить ситуацию в профильном ведомстве собираются за счет перехода школ на нормативы подушевого финансирования. «В рамках этого механизма квоты на поощряемых учителей и школы будут устанавливаться не в зависимости от их количества в регионе, а от числа городских и сельских школьников с удвоенной квотой для села», – пояснил Фурсенко. Сейчас эксперимент проводят в 40 регионах, но уже в ближайшие два-три года на новый принцип перейдет вся школьная страна.
К тому же платить педагогу будут теперь не только исходя из его квалификации и результатов работы, но и с учетом количества обучающихся. «В этом случае наша твердая позиция в том, что деньги должны идти за учеником», – подчеркнул глава ведомства. Поверить в заботу со стороны государства школьным учителям помогут также надбавки за классное руководство и доплаты за победу в профессиональных конкурсах. В результате этих изменений зарплата учителя к 2008 году должна сравняться со средним заработком по стране, заверил министр.
Правда, при этом министерство реформирует и систему аттестации учительского труда. В скором будущем она перестанет носить исключительно внутриведомственный характер, а к оценке квалификации преподавателя наряду с профильными структурами привлекут родителей и работодателей, рассказал Фурсенко.
Самогон как форма взятки
Бюджетные деньги будут тратить не только на талантливых и работоспособных школьных педагогов. В министерстве намерены поддержать и вузы, но не все. «Отбор таких вузов будет конкурсным, им придется принести пользу региональной экономике и доказать, что их выпускники пользуются спросом на рынке труда», – пояснил критерии отбора глава ведомства.
В реализацию проекта привлекут и бизнес. Отвечая на вопрос Валентины Ивановой (фракция «Единая Россия»), Андрей Фурсенко рассказал, что бизнесмены примут участие в разработке новых стандартов образования и оценке его качества. Плотное сотрудничество с работодателями вузы смогут наладить и в результате перехода на автономный статус.
Планы министерства депутатам показались грандиозными и абстрактными. Некоторые из них высказались в пользу стратегии точечного попадания в цель. «Это хорошо, что в течение двух лет вы обещаете нам подключить все школы к Интернету, – прокомментировал планы министерства депутат Борис Виноградов (фракция «Родина – Народная воля – СЕПР»). – А я считаю, что лучше оснастить наших учеников теплыми туалетами и электронными таблицами Менделеева».
Единоросс Алексей Волков посоветовал главе министерства приложить первоочередные усилия для ликвидации коррупции в системе образования. «А то просто до абсурда доходит, – посетовал депутат. – В сельских школах в качестве «презента» родители носят учителям трехлитровыми банками самогон». – «Поборы были в школах всегда, – с невозмутимым видом ответил министр. – Но мы нашли противоядие и ввели ЕГЭ, благодаря которому в этом году в вузы смогли поступить на 500 тыс. учеников больше». – «Ваш ЕГЭ – не критерий качественного образования, – парировал депутат от ЛДПР Алексей Чернышов. – Лучше бы научили детей родному языку и воспитали бы патриотическую личность».