«Решение России о выходе из договоров показывает отсутствие желания наладить нормальные отношения с Эстонией, как одним из членов ЕС», - заявил заместитель председателя комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Марко Михкельсон в интервью таллинской газете Postimees.
«Где же та граница?»
За линию границы взята административная граница между РСФСР и Эстонской ССР
Заключение договора между ЕС и Россией об упрощении визового режима ожидается 4 октября. «Теперь под этими надеждами нет никаких оснований, так как я не вижу возможности того, что мы можем поддержать упрощение визового режима с Россией, которая не желает заключать пограничные договоры со странами ЕС - Эстонией и Латвией», - сказал Михкельсон.
Аналогичного мнения придерживается заместитель председателя комиссии по иностранным делам Европарламента Тоомас-Хендрик Ильвес. «Поддержка упрощения визового режима невозможна, если Россия отозвала подпись под пограничными договорами». «Где же та граница, которую россияне хотят пересекать в упрощенном порядке? Мы не можем допустить возникновения таких настроений, чтобы серьезный интерес Европы к дальнейшему развитию отношений с Россией превратил вопрос Эстонии в какую-то отдельную проблему, которой можно пренебречь во имя больших дел», - добавил Ильвес.
Напомним, что 18 мая текущего года в Москве министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договор о российско-эстонской государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. За линию границы взята административная граница между РСФСР и Эстонской ССР. 20 июня парламент Эстонии принял закон, который содержит ссылки на оккупацию и первичность Тартуского мирного договора между РСФСР и Эстонией 1920 года, согласно которым Эстонии отходила часть современных Ленинградской и Псковской областей России.
А подайте-ка нам Иван-город!
Президент Эстонии Арнольд Рюйтель |
Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, договоры о границе нужны прибалтийскому государству значительно в большей степени. Во-первых, территории, которыми «меняются» страны, для маленькой Эстонии имеют несравненно большее значение, чем для огромной России. Например, Таллин получил бы так называемый «Саатсеский сапог», по которому проходит эстонская автомобильная дорога, а Россия взамен – лишь 100 гектаров леса.
Однако эстонцам этого как кажется мало. За примером далеко ходить не надо: еще в прошлом месяце президент Эстонии Арнольд Рюйтель в передаче «Репортер» на телеканале «Канал-2» обвинил Исамаалийт, Марта Лаара и Леннарта Мери в том, что в 1992 году они провалили подписание выгодного для Эстонии пограничного договора с Россией. Причем свои обвинения Рюйтель основывает на том, что у него было достигнуто с тогдашним президентом России Борисом Ельциным соглашение о «хорошем договоре», однако Союз Отечества с Мартом Лааром во главе правительства и бывшим в то время президентом Леннартом Мери не прислушались к многократным обращениям Рюйтеля. При этом Рюйтель считает, что если бы Лаар и Мери не выступили тогда против, то нынешняя граница Эстонии пролегала бы в 10 километрах на восток от Нарвы, а в районе Сетумаа у Эстонии было бы 13-14 находящихся сейчас в России деревень. То есть Иван-город с Комаровкой (Сетумаа) были бы эстонскими!
Угар пройдет – проблема останется
Комиссар ЕС по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер |
Таким образом, в истории с договором Россия заняла сильную, жесткую и справедливую позицию. Эстония же выступила в роли знаменитой унтер-офицерской вдовы. Все последние месяцы в позиции официального Таллина одновременно выражались несовместимые желания договориться и возмутиться, найти компромисс и подчеркнуть претензии.
Выход России из переговоров стал закономерным итогом такой политики. Вместо того чтобы исключить преамбулу и ратифицировать договор заново, Эстония пошла на эскалацию конфликта и попыталась «спрятаться» в дальнейших переговорах «за спину Евросоюза». А Брюссель, как обычно, сыплет общими фразами. Комиссар ЕС по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер заявила лишь, что Россия и Эстония должны в двустороннем порядке решить «некоторые исторические вопросы». Пока же, по заявлению пресс-секретаря эстонской дипломатической миссии в Москве Франека Персидски, Эстония считает нецелесообразным заново начинать переговоры с Россией о государственной границе.
По мнению члена комиссии парламента Эстонии по иностранным делам Тоомаса Алаталу, единственным выходом из сложившейся ситуации может быть встреча президентов двух стран и подписание ими совместной декларации. Вполне возможно, что встреча если не на высшем, то на высоком уровне и состоится, но через несколько месяцев, когда царящий сейчас в Эстонии патриотический угар от брошенного Москве вызова пройдет. А проблема останется, и ее в любом случае необходимо будет решать.