В Москву Сергей Багапш прибыл накануне. Официально в российской столице президент непризнанной республики договаривался с мэром Москвы Юрием Лужковым о строительстве московских объектов в Пицунде. Но, как показалось газете ВЗГЛЯД на итоговой пресс-конференции в «Интерфаксе», российские переговоры г-на Багапша не ограничились сугубо хозяйственными вопросами.
Оборонная военная доктрина
Тесное сближение с Россией, а тем более вступление Абхазии в ее состав вряд ли на самом деле входят в планы абхазского лидера
Его визиту в Москву предшествовали военные учения, стартовавшие в понедельник. Официальный Тбилиси объявил учения недопустимыми, а грузинский министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава обвинил Россию в поставках в непризнанную республику оружия и подготовке на ее территории вооруженных формирований.
«Наша главная тема – урегулирование грузино-абхазского конфликта», – заявил российской прессе Сергей Багапш. Несмотря ни на что, г-н Багапш видит очень хорошие перспективы для «достижения консенсуса между Грузией и Абхазией». Впрочем, этими оптимистичными заявлениями положительный настрой абхазского лидера в адрес Грузии оказался исчерпан. Остальные заявления Сергея Багапша выглядели как демонстрация силы. Только уже на словах.
Для начала абхазский лидер подтвердил, что Сухуми готов будет оказать любую помощь таким же непризнанным республикам, как и Абхазия, – Нагорному Карабаху, Южной Осетии и Приднестровью, – в случае агрессии против хоть одной из них. «Мы подтверждаем, что в случае агрессии на одну из непризнанных республик мы будем принимать меры», – веско заявил г-н Багапш.
Тут же выяснилось, что хоть Абхазия сравнительно небольшая республика, но армия ее заслуживает внимания. «У нас не очень богатая армия, из бюджета мы ее финансируем на 20%, тем не менее она очень мобильная – 10–12 тысяч человек без резервистов. С резервистами она значительно больше», – подчеркнул абхазский лидер.
На обвинения Грузии в помощи абхазской армии со стороны России г-н Багапш отреагировал неоднозначно: «За 13 лет в Абхазии было все: и трудности, и лишения, но мы справлялись сами! А заявлять, что нашу армию финансирует Россия – то же самое, что я бы говорил, что грузинскую армию финансирует Запад», – улыбнулся он, загадочно добавив: – Но я же этого не говорю… Вообще, когда говорят, что в Абхазию ввозится оружие, это нелепо! Мы сами готовы продавать оружие, столько мы его взяли после войны!» – сказал он.
С российскими же военными специалистами Абхазия собирается работать вполне открыто. «Мы будем их привлекать», – заявил Сергей Багапш. «Но Абхазия придерживается оборонной военной доктрины», – успокоил, закрывая военную тему, г-н Багапш.
Из Грузии в Россию
Михаил Саакашвили (фото: ИТАР-ТАСС) |
«Сегодня гражданство России имеет 84% жителей Абхазии. Порядка 70% пенсионеров получают российскую пенсию. И процесс этот продолжается. Думаю, через полгода-год все население Абхазии получит российское гражданство», – окончательно расставил точки над «i» в грузино-абхазском конфликте лидер непризнанной республики.
Фактически вслед за получением российских паспортов абхазы станут намного ближе к России. Сергей Багапш подтвердил и эту направленность Абхазии. «Движение Абхазии в ассоциированное членство с Россией продолжается. Такие консультации идут», – сообщил президент, добавив, что в настоящее время республика продолжает синхронизацию своего законодательства с законодательством России.
Однако, как считают наблюдатели, сегодняшнее положение для Багапша удобно и без «движений». Тесное сближение с Россией, а тем более вступление Абхазии в ее состав вряд ли на самом деле входят в планы абхазского лидера.
В нынешней ситуации словесная ориентация Абхазии на Россию страхует непризнанную республику от любых силовых акций со стороны Грузии и позволяет абхазским руководителям делать практически любые резкие заявления о своей независимости. Как считают аналитики, пока Абхазия столь явно ориентирована на Россию, Грузия не позволит себе насильственно возвращать непокорную республику в свой состав.
«Саакашвили имеет уникальный шанс как человек, получивший образование на Западе, и как великий демократ признать независимость Абхазии», – заключил уже после пресс-конференции Сергей Багапш журналистам. Слова эти, как показалось газете ВЗГЛЯД, прозвучали неоднозначно.