Итальянская прокуратура смешала в одно дело два разных эпизода: финансирование реконструкции Кремля через фирму «Мабетекс» и продажу российских самолетов Перу через концерн «Росвооружение» с предполагаемой выплатой комиссионных как руководству этой госкомпании, так и перуанским чиновникам.
По данным «Ведомостей», прокурор итальянского города Тренто Стефано Драгоне сообщил, что бывшему главе Росвооружения 57-летнему экс-генералу КГБ Евгению Ананьеву инкриминируется отмывание 2,7 млн. долларов, дочери Павла Бородина 35-летней Екатерине Силецкой – более 5 млн. долларов. Ордера на арест выданы также в отношении Виктора и Равиды Бондаренко, Андрея и Маргариты Нероденковых и Милены Новоторжиной. Кроме того, прокуратура выдала ордер на арест адвоката Грегори Коннора. Он руководил офшорной компанией LightStar, через которую, по версии прокуратуры, осуществлялись платежи.
Виктор Бондаренко: «Все контракты легальны»
Я вообще не удивлюсь, если меня завтра прокурор, к примеру, Кении обвинит в каких-нибудь страшных грехах. Повторюсь, я вижу в этом политический заказ
Предприниматель Виктор Бондаренко (www.zci.ru)
|
В 2001 году в связи с делом об отмывании денег Бородин уже провел в тюрьмах США и Швейцарии несколько месяцев. Он вернулся в Москву после того, как швейцарский суд отпустил его под залог в 3 млн. долларов. Пока комментировать выдачу ордера на арест своей дочери Бородин отказался. За него это сделал пресс-секретарь Иван Макушок: «В этом видятся звенья той самой ржавой цепи лжи, которая недавно была опровергнута, а сейчас опять поднята. Заказчики тогда и сейчас известны. И не надо обращать на это внимания».
Разъяснить суть происходящего согласился предприниматель, коллекционер и меценат Виктор Бондаренко, также попавший в список итальянского прокурора. По словам предпринимателя, с Бородиным – дело политическое. «Если бы его дело было реальным, а не дутым, политическим, то он бы ни за что не вернулся из Швейцарии, ни за какие залоги, хоть даже в 300 миллионов. Бородина обвиняли в получении взяток, но так ничего нигде и не нашли. Никто так и не смог заблокировать «деньги Бородина» в европейских банках, потому что их просто там нет! На 90% я уверен, что это политический заказ из России».
По словам Бондаренко, он сам только «занимался организацией финансирования для компании Mercata Trading ее заказа по реконструкции Большого Кремлевского дворца. Привлек деньги от швейцарского банка UBS, а затем получил свои комиссионные». «У меня есть все контракты, абсолютно официально оформленные. Они никаким образом не могли оказаться «грязными», - говорит Виктор Бондаренко.
Что касается выданного в Италии ордера на арест, то, как сказал бизнесмен, ни он, ни его жена Равида никогда не имели имущества или банковских счетов в Италии, где возбуждено дело. «У нас с давних пор есть совместный супружеский счет в Швейцарии, - пояснил Бондаренко. - Обращаю внимание, что я с 1978 года жил в США, так что ничего удивительного в наличии у меня банковских счетов нет. Я никогда не имел счетов в Италии, не вел там бизнеса, не имел своей компании. Ананьева я видел всего два раза в жизни», - сообщил газете ВЗГЛЯД предприниматель.
Причину попадания других обвиняемых в список полиции Тренто Бондаренко назвать затруднился: «Что касается остальных, то Милена Новоторжина – всего лишь помощница Виктора Столповских, да и Нероденковы здесь непонятно откуда. Отметьте, что упоминаются дочь Павла Бородина и помощница Столповских, а их самих в деле нет! Если идет речь о деньгах на реконструкцию Кремля, то вопросы можно задавать только Бородину и Столповских, а никак не их сотрудникам или родственникам. Но им вопросы уже сто раз задавали и Генпрокуратура, и Счетная палата - и ничего не нашли. Катя Силецкая тогда вообще училась в США и никакого отношения не могла иметь к деньгам», - считает Виктор Бондаренко.
Отметим, что Андрей Нераденков - зять Анатолия Круглова, возглавлявшего до мая 1998 года ГТК России. Его жена Маргарита - дочь Круглова.
Три МиГа Ленина
Бывший глава Росвооружения Евгений Ананьев (кадр НТВ)
|
Следствие по этому делу началось два года назад, когда внимание прокуратуры привлек денежный перевод более чем на миллион долларов из России в один из итальянских банков. Один из счетов, по версии следствия, был открыт на имя Ольги Бельцовой – жены Евгения Ананьева. В прошлом году она была арестована в Италии по делу о предполагаемых взятках при продаже российских самолетов Перу.
По версии прокуратуры, госпожа Бельцова получала на этот счет средства от фирмы LightStar, которая принадлежит другой компании – «Мабетекс», а ее главой в свою очередь является Виктор Столповских, против которого швейцарская прокуратура выдвигала обвинения вместе с Павлом Бородиным, передает НТВ.
В компании «Рособоронэкспорт», созданной в 2001 году на базе Росвооружения, отказались от комментариев по этому делу. «У нас никакой информации, никакой реакции нет», – заявил представитель пресс-службы Рособоронэкспорта.
История по делу Ананьева такова. В 1998 году власти Перу закупили три новых истребителя МиГ-29 на общую сумму 117 млн. долларов, контракт подписал Владимиро Ленин Монтесинос Торрес, который был тогда правой рукой президента Альберто Фухимори, впоследствии бежавшего в Японию.
Итальянская финансовая гвардия предполагает, что Ананьев в целом отмыл 18 млн. долларов, полученных в качестве взятки в результате этой сделки. «Ананьев – это был самый закрытый, самый нетранспарентный, самый непопулярный как среди общественности, так и среди профессионалов генеральный директор Росвооружения и Рособоронэкспорта», – цитирует ВВС слова директора Центра анализа стратегии и технологий Руслана Пухова.
«Там действительно было очень много темных пятен, в том числе связанных с тем, как он накачивал деньгами Росвооружения свой МАПО-Банк. Поэтому я не удивлен тем, что всплыли эти факты, связанные с делом Монтесиноса», – добавил Пухов.
Расследование этого дела началось еще в 2001 году в Швейцарии. Тогда в нескольких банках Цюриха были заблокированы счета нескольких перуанских политиков и военных, связанных с Фухимори и Монтесиносом. Итальянская финансовая гвардия самостоятельно провела расследование, и в результате операции под кодовым названием «Матрешка» были задержаны двое подозреваемых, а их счета в итальянских банках были арестованы.
«Вполне возможно, что перуанцы могли инициировать этот слив именно сейчас, потому что сейчас идут переговоры с Перу о восстановлении летной годности всего парка перуанской авиации и цена вопроса – 200 млн. долларов. Это, конечно, очень плохо для МиГа», – утверждает Пухов.
Трентинское правосудие
Ордера на арест россиян начнут действовать с понедельника. Тем временем они уже думают о возможной защите. По словам Виктора Бондаренко, он уже созванивался с некоторыми упомянутыми персонажами и подумывает о судебной защите от действий этого прокурора. «Я уже консультировался с адвокатом Генрихом Падвой по этой теме», - сообщил газете ВЗГЛЯД предприниматель.
По поводу своего будущего Бондаренко склонен скорее шутить: «Что касается меня, то ситуация вообще странная. Все, что я делал в Италии по делам, так это заказывал печать тиража своих книг и журналов. Идиотизм: как если бы я купил туфли, допустим Prada, а оказалось, что эта фирма отмывала деньги. И мне предъявляют обвинение. Я вообще не удивлюсь, если меня завтра прокурор, к примеру, Кении обвинит в каких-нибудь страшных грехах. Повторюсь, я вижу в этом политический заказ».