Конфликт между контролируемой супругой московского мэра компанией «ИНТЕКО-Агро» и администрацией начался еще весной, а на поверхность вышел к середине лета. Первым, пожалуй, громким залпом стала статья в «Комсомольской правде» от 6 июля «Жена Лужкова стала помещицей», где деятельность московской фирмы подверглась разгромной критике.
Бита и топор
Приходится признать, что подобного накала страстей в стране уже не было очень давно
Через какое-то время на ТВЦ вышла программа Андрея Караулова* «Момент истины», где он страстно критиковали уже белгородского губернатора Евгения Савченко, вошедшего, по мнению участников передачи, в сговор с фирмой «Металл-групп», контролируемой, по их данным, экс-премьером Виктором Черномырдиным и его сыном Виталием (генеральным директором Фонда В.С. Черномырдина по развитию малого и среднего бизнеса). При этом подтянулась «тяжелая артиллерия» в лице лидера ЛДПР Владимира Жириновского и зампреда Росприроднадзора Олега Митволя (первый раз чиновник обрушился с критикой на белгородское руководство в «Моменте истины» еще в мае).
В дальнейшем к медиавойне добавились события уже сугубо криминального характера. Так, было совершено нападение на исполнительного директора «ИНТЕКО-Агро» Александра Анненкова (орудием преступления стали бейсбольные биты и топор). А избиение адвоката Дмитрия Штейнберга, представлявшего интересы самой компании и головного «ИНТЕКО», закончилось смертельным исходом.
Кроме того, в сентябре Белгородский избирком отказал ЛДПР в регистрации на выборах в облдуму (список включал в себя, в числе прочих, диктора Балашова, телеведущую Малиновскую, певца Билана, а также четырех представителей «ИНТЕКО»), но в минувший четверг, накануне назначенных на воскресенье выборов, это решение было отменено Верховным судом России. При этом в поддержку Савченко выступили Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев.
В сентябре была изъята значительная часть тиража очередного номера газеты «МК в Белгороде», издателем которой с недавнего времени стала компания «ИНТЕКО». Для полного счастья Евгений Савченко потребовал привлечь Олега Митволя к суду за клевету, а тот в свою очередь предложил Генпрокуратуре РФ возбудить уголовное дело против белгородского губернатора за заведомо ложный донос. Если добавить к этому, что на прошлой неделе область посетил заместитель генпрокурора РФ Николай Савченко (однофамилец главы администрации), то приходится признать, что подобного накала страстей в стране уже не было очень давно.
От сотрудничества – к войне
Елена Батурина и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев во время совместного визита в Белгородскую область (фото ИТАР-ТАСС) |
А начинались отношения между супругой московского мэра и областной администрацией вполне безоблачно. «ИНТЕКО-Агро» начало в 2003 году свою деятельность на Белгородщине с явного благоволения Евгения Савченко, который руководит областью с 1993 года. Москвичи скупили ряд предприятий области и, что важнее, почти 100 тысяч га сельскохозяйственных земель, причем, по некоторым данным, по цене 30 долларов за гектар.
Однако отношения сторон начали портиться уже на следующий год, когда областные власти предъявили московскому холдингу ряд серьезных претензий. Тогда, впрочем, коллизию удалось решить (в августе 2004 года Батурина и Савченко даже совместно сопровождали в визите на Белгородщину министра сельского хозяйства Алексея Гордеева).
А вот весной нынешнего года разгорелся настоящий скандал, последствия которого мы сейчас и наблюдаем. Дело в том, что руководство области начало разворачивать новый проект, связанный с деятельностью Яковлевского рудника, причем партнером администрации выступил «Металл-групп». Чего именно не поделили стороны, сейчас даже не вполне понятно, но так или иначе «ИНТЕКО-Агро» ответило отказом на предложение передать часть принадлежащих компании земель под строительство железной дороги к руднику. Ответом стало строительство железнодорожной эстакады, причем такой высоты, которая исключала проезд сельхозтехники. Ну а что было дальше, вы уже знаете.
Амбиции
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко (фото ИТАР-ТАСС) |
Совершенно очевидно, что налицо конфликт интересов двух мощных бизнес-групп. Причем с обеих сторон речь идет не просто о значительных ресурсах, но и о судьбе вполне конкретных инвестиций. Но похоже на то, что главное в происходящем – вовсе не чисто деловая коллизия.
Дело в том, что говорить о реальном конфликте интересов едва ли приходится: площадь, необходимая для строительства железной дороги, не столь уж и велика – и в любом случае всегда можно договориться «миром». Судя по всему, основная проблема совсем в другом, а именно – в амбициях сторон конфликта. Савченко, надо полагать, всю дорогу считал себя полновластным хозяином региона, к тому же имел за спиной поддержку Черномырдина, а супруга столичного мэра, похоже, привыкла чувствовать себя хозяйкой не только в Москве. А дальше – маховик закрутился, и остановить его стало уже практически невозможно.
Особенно с поправкой на важный нюанс. До последнего времени вся реальная власть в регионах находилась в руках глав администрации; при этом полномочия законодательных собраний были фактически минимальны. Однако при новом порядке высшей исполнительной власти в субъектах Федерации предлагаемую президентом кандидатуру губернатора будет утверждать именно областная дума.
Какая из элит, принявших участие в конфликте, возьмет верх и насколько засиделся глава белгородской администрации в своем кресле, покажет ближайшее будущее. Но уже сейчас ясно одно: если в конфликт хозяйствующих субъектов вступают субъекты политические, это чревато серьезными осложнениями. И те, кто не готов вовремя умерить свои амбиции, должны быть готовы к тому, что с самого верха может последовать весьма суровый приговор.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом