Мнения

Александр Синев
Президент Института развития транспортных систем

Новый железнодорожный прейскурант

28 сентября 2018, 19:37

Фото: Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

1 октября в Сочи начнет свою работу международный транспортный форум «PRO//Движение.1520» – площадка для обсуждения актуальных вопросов развития железнодорожной отрасли. На мой взгляд, одним из таковых остается не теряющий актуальности с начала 90-х годов прошлого века вопрос нового Прейскуранта № 10-01.

Прейскурант – один из основных документов, влияющих на формирование доходов ОАО «РЖД» в условиях дефицита инвестиций.

Но при этом мы имеем ограничения в сколько-нибудь значимом изменении тарифной нагрузки на потребителей. Потенциал почти исчерпан. В этом заключается своеобразная революционная ситуация для Прейскуранта 10-01: «верхи (транспортники) не могут, низы (клиенты) не хотят».

Поэтому выход необходимо искать в изменении системы регулирования в целом.

Но сначала нужно ответить на вопрос: железнодорожный транспорт – это самостоятельная отрасль и автономный бизнес, или это «транспортный цех» отраслей экономики?

От него отмахиваются как от слишком теоретического. Но от него зависит выбор адекватной системы регулирования. Поэтому вернуться к этой развилке все же необходимо.

Согласно теории В. А. Геодакяна о «бинарно-сопряженных подсистемах», любая система является жизнеспособной, когда состоит из двух подсистем – консервативной, отвечающей за устойчивость, и оперативной, отвечающей за адаптацию к внешней среде и изменчивость. Таким путем идет Китай, где в системах управления спокойно уживаются и свободная экономика, и жесткие механизмы государственного регулирования. Только применяются они там, где это полезно.

Почему не применить этот научный и подтвержденный практикой «бинарный» подход на отечественном железнодорожном транспорте?

Есть клиенты из сырьевого сектора экономики, для которых железная дорога – это «транспортный цех». Есть клиенты из бизнес-сектора, для которых железная дорога вполне может быть полноценным бизнес-партнером. Они могут и должны иметь различные предложения по набору услуг и вполне способны платить за качественный сервис по договорным тарифам.

Поэтому правильный, на наш взгляд, ответ – железнодорожный транспорт одновременно и транспортный цех, и самостоятельный бизнес. Только для соответствующих сегментов экономики он играет разные роли.

Системы сбыта, ресурсного планирования, отраслевого и ценового регулирования и контроля должны быть «настроены» на совершенно различные потребности этих основных групп клиентов. 

Сегмент «транспортного цеха»

Это консервативная группа клиентов – отрасли сырьевой промышленности и первичной переработки.

Первый блок целевой модели регулирования в этом сегменте – «что и куда везем» – связан с долгосрочным планированием объемов, направлений и технологии перевозок. Предъявлять требования к железнодорожной составляющей правильно только после долгосрочного производственного отраслевого планирования.

Второй блок параметров – «как везем». На этом этапе должно быть определено, какие ресурсы магистральной инфраструктуры, путевое развитие конкретных станций, типы и характеристики тягового подвижного состава, технология начально-конечных операций требуются для полного удовлетворения отраслевого спроса.

Наконец, ключевой блок «почем».

Здесь важно ответить на три последовательных вопроса: сколько должна стоить перевозка (себестоимость), сколько она может стоить (платежеспособный спрос), что делать с разницей этих двух параметров (перекрестное субсидирование и (или) субсидиарная политика).

Прейскурант № 10-01, с одной стороны, содержит стройный методологический аппарат отнесения затрат ОАО «РЖД» на тариф за единицу объема перевозок. С другой стороны, в нем же «зашиты» надстройки, связанные с применением коэффициентов по классам грузов и другим факторам платежеспособности. Два разных подхода в одном документе.

В результате мы не знаем, ни сколько должна стоить перевозка, ни объективных методов оценки платежеспособного спроса и самого уровня такого спроса в виде «справедливого» тарифа. Соответственно, есть или нет потери в доходах от осуществления государственного регулирования тарифов, невозможно доказать ни в правовом, ни в методическом смысле. Здесь, на наш взгляд, и располагается ключевая проблема.

Если методологическую базу Прейскуранта № 10-01 очистить от коэффициентов дифференциации и заложить актуальную расходную базу, то это и будет ответ на вопрос, сколько должна стоить перевозка. Сколько она может стоить – это задача динамического ценообразования, основанная на мониторинге транспортной составляющей в цене и соотношения ее с граничными параметрами. И метод «затраты +» здесь не нужен.

Основной вопрос – что делать с «вилкой» между себестоимостью и предельным тарифом. Ответ в субсидиарной политике, которую должны определять в том числе регуляторы.

Применение субсидиарных механизмов может осуществляться с учетом характера долгосрочных договоров. Если в пул договора входят маршруты перевозок как сырьевых, так и маржинальных грузов, то должно использоваться кросс-субсидирование.

Когда компенсаторные резервы перекрестного субсидирования исчерпываются – необходимо задействование бюджетных субсидиарных источников. Или изменение параметров транспортного заказа для исключения некомпенсируемых потерь в доходах.

При этом необходимо рассмотреть вопрос об обоснованности системы сбыта в этом сегменте. Насколько оправданно здесь в качестве услуги предлагать перевозку груза в вагоне и соответствующим образом тарифицировать ее. Не пора ли подумать о переходе с системы заключения нет-контрактов на систему гросс-контрактов?

Бизнес-сегмент

Основной характеристикой сегмента является взаимозаменямость услуг железнодорожного транспорта, то есть высокая конкуренция с автотранспортом, и изменчивость характеристик товарного рынка. Там нет возможности, но и необходимости стратегического прогнозирования. Поэтому система взаимодействия должна быть максимально лабильна и очищена от лишнего регулирования.

Здесь необходимо создание инфраструктуры рынка, в первую очередь информационной, в части предоставления клиентам быстрого дистанционного выбора из всего спектра предложения основных услуг и дополнительных опций. С учетом конкуренции с автотранспортом необходимо полностью дерегулировать тарифы.

Вам может быть интересно

Мать с ребенком стали жертвами атаки украинского БПЛА в Белгородской области
Темы дня

Путина в Китае встретили по фэншую

В ходе госвизита Владимира Путина в Китай стороны договорились углублять отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Отношения двух стран Путин описал фразой «русский с китайцем – братья навек». В чем заключаются особенности этого визита, каковы его предварительные итоги и чем встреча Путина в Пекине отличалась от приема лидеров других государств?

Мятеж на далеком острове добивает остатки французской империи

Настоящий бунт вот уже несколько дней происходит в одной из самых далеких от Парижа территорий Франции – на острове под названием Новая Каледония. Регион охватили погромы и убийства, и завязано происходящее, как признают даже в Париже, на французском колониализме. Кто и почему устроил мятеж и почему Париж считает, что за всем этим стоит другая страна?

Представившийся писарем боец ВС России подбил Leopard и Bradley

Зеленский обвинил весь мир в неудачах ВСУ под Харьковом

Болгария потребовала от Газпрома компенсации за прекращение поставок газа

Новости

На улицах Гааги выстроились очереди к банкоматам за наличными

В Гааге выстроились большие очереди к банкоматам за наличными, поскольку в магазинах не принимают банковские карты.

МВФ: Конфискация активов РФ подорвет международную валютную систему

Международный валютный фонд (МВФ) выразил обеспокоенность возможными негативными последствиями для мировой валютной системы от планов западных стран использовать замороженные российские активы для поддержки Украины, заявила директор по коммуникациям МВФ Джули Козак.

Система обнаружения больших групп людей начала работу в лесах Подмосковья

В лесах Подмосковья начала работу система обнаружения больших групп людей, которая должна способствовать предотвращению лесных пожаров и борьбе с нарушениями, ведущими к ним, сообщил Комитет лесного хозяйства Московской области.

Россия решила выслать атташе по вопросам обороны Британии

Россия объявила атташе по вопросам обороны при посольстве Великобритании в Москве Адриана Когхилла персоной нон грата в ответ на высылку из Великобритании российского военного атташе, сообщили в МИД РФ.

Морская авиация уничтожила в течение дня 15 безэкипажных катеров возле Крыма

Морская авиация уничтожила в западной части акватории Черного моря три безэкипажных катера Военно-морских сил (ВМС) Украины, всего в течение дня было уничтожено 15 катеров, сообщили в Министерстве обороны России.

На Украине отменили бронь от мобилизации для букмекеров и курьеров

Министр экономики Украины Юлия Свириденко отменила ранее изданный ее министерством указ о предоставлении брони от мобилизации организациям по доставке, рекламным и букмекерским конторам, чтобы «не раскалывать общество».

Медведев назвал прощальным визит Зеленского в Харьков

Визит украинского президента Владимира Зеленского в Харьков был «прощальным», заявил заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев, он сопроводил сообщение фотографией казни итальянского диктатора Бенито Муссолини.

Си Цзиньпин призвал «лечить корень» кризиса на Украине

Для урегулирования украинского кризиса необходимо разобраться с корнем проблемы, заявил глава Китая Си Цзиньпин на неформальной встрече с российским лидером Владимиром Путиным в Пекине.

Названы сроки подписания контракта России и КНР по «Силе Сибири – 2»

Россия рассчитывает в ближайшее время подписать контракт на строительство газопровода «Сила Сибири – 2» в Китай через Монголию, сообщил вице-премьер Александр Новак.

Британия предупреждала Киев о наступлении российской армии под Харьковом

Британская военная разведка предупреждала Украину о том, что российские войска могут начать наступление в Харьковской области, пишет Guardian.

В Молдавии назвали дату проведения референдума о вступлении в ЕС

Парламент Молдавии назначил на 20 октября, в день президентских выборов в стране, проведение конституционного референдума по вопросу вступления республики в Евросоюз.

Госдеп признал «невероятно отчаянное» положение ВСУ

США считают «невероятно отчаянным» положение украинских войск, но военная помощь могла бы помочь изменить ситуацию, заявил заместитель официального представителя Госдепартамента Ведант Патель.
Мнения

Борис Акимов: Нам нужна диктатура эстетики

В Российской империи был свой крепко сбитый стиль. Авангард постреволюционной России – сильнейший и узнаваемый стиль страны, мощнейшее эстетическое высказывание на тему коммунистических смыслов. У сталинского СССР тоже был свой метаязык, который ни с чем не спутаешь. А что такое эстетика современной России?

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».

Ирина Алкснис: Фронт рождает новую элиту

Россия возвращается к проверенному подходу – люди, прошедшие испытание войной, являются ценным источником кадров для важных сфер общественной и государственной жизни.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?