На Ближнем Востоке в полном разгаре борьба между суннитами и шиитами. Нынешний виток противостояния является следствием выяснения отношений между Ираном и Саудовской Аравией, а также их союзниками.
Когда я проживал в регионе Персидского залива, многие из знакомых мусульман неоднократно спрашивали: «Почему Россия не любит суннитов?
Укрепление же присутствия России в регионе за счет поддержки Башара Асада, алавита (шиитская община), в тесном сотрудничестве с Ираном таит массу подводных камней. У многих в регионе уже возникают вопросы: чью же сторону поддерживают русские, суннитскую или шиитскую?
Поскольку 90% населения региона являются суннитами, крайне важно, чтобы Россия не оказалась по одну или другую сторону баррикад, а всеми усилиями сохраняла нейтральный имидж.
Безусловно, внутри России мы понимаем, что действия наших военных в Сирии индифферентны с точки зрения религии. Они исключительно направлены на укрепление южных рубежей, прекращение распространения радикального исламизма, а также сохранение светских режимов в регионе.
Однако на Ближнем Востоке, в условиях повсеместной пропаганды сектантского противостояния, многое воспринимается через призму религии по принципу «свой – чужой».
Основными вдохновителями нынешнего конфликта являются фонды из богатых салафитских монархий Персидского залива. При их помощи оказывается всесторонняя поддержка деятельности радикальных богословов и отдельных «медресе», в которых навязывается образ религиозной войны.
Когда я проживал в регионе Персидского залива, многие из знакомых мусульман неоднократно спрашивали: «Почему Россия не любит суннитов?» Подобное являлось для меня по меньшей мере откровением.
Однако, отсмотрев записи высказываний отдельных богословов, которые открыто обвиняют Москву в войне против ислама начиная со времен СССР в Афганистане и войнах в Чечне, невольно начинаешь понимать природу возникновения подобных мыслей.
#{smallinfographicright=773669}Но на этом антироссийская риторика не заканчивается. Сейчас также ведется активная пропаганда через СМИ. К примеру, телеканал «Аль-Джазира» не только открыто демонизирует Иран, но завуалированно представляет Россию как сторону, поддерживающую злодеяния против суннитов в Сирии.
Достаточно лишь обратить внимание на недавние репортажи телеканала о Сирии. Как правило, все работает по одной схеме: сюжет проходит на территориях, неподконтрольных Асаду, сопровождается ужасающими и откровенными кадрами убитых, зачастую детей, а завершается улетающими самолетами, о принадлежности которых, как правило, хитро умалчивается.
Не нужно быть экспертом, чтобы понять скрытые намеки на наши ВКС и представить, какой образ доносится до обычного арабского зрителя, не осведомленного о техниках пропаганды в СМИ и частных интересах канала.
В подобном нет ничего удивительного, для очень многих сил в регионе мы являемся серьезным раздражителем, с которым нужно бороться всеми способами.
В результате демонизация образа России в некоторых местах принимает массовый характер, что является крайне опасной тенденцией, на которую следует обращать самое пристальное внимание и активно противодействовать.
К сожалению, восприятие России уже происходит через призму суннитско-шиитского противостояния. В этом плане мы сильно отстали от построения сбалансированного образа миротворца, и многие сунниты уверены, что мы поддерживаем именно шиитов.
Согласно исследованию влиятельного международного центра общественного мнения Zogby Research, Иран – это единственная страна региона, где наши действия поддерживает большинство населения (57%). В Египте, самой крупной суннитской стране, 51% населения действия России не одобряют.
Подобные результаты крайне тревожны, ведь широко известно, насколько чувствительно Ближний Восток относится к любому вмешательству извне. В местной народной памяти до сих превалируют образы крестоносцев и колонизаторов, стремящихся подчинить себе арабов, изничтожить местную религию, традиции и ценности.
К примеру, США сейчас являются основной страной, ассоциирующейся с образом колонизаторов, а действия Америки универсально воспринимаются как агрессия против ислама в целом и арабов-суннитов в частности.
Несмотря на умелые действия наших ВКС в Сирии и чрезвычайную осторожность, нынешняя позиция России в общественном сознании остается крайне уязвимой.
Против нас открыто ведется информационная война, а если Трамп начнет более активные действия в Сирии, начав оказывать поддержку местным радикальным исламистам вкупе с салафитскими монархиями, то ситуация сильно осложнится.
Увязание в «сирийском болоте» негативно повлияет на восприятие России в глазах суннитов, наши позиции в мире, а также внутреннюю и внешнюю безопасность.
Как я показал в предыдущей публикации, в целом отношение к России в странах региона сохраняет позитивную динамику. Однако тенденция отражает скорее теплые отношения Москвы с ключевыми арабскими режимами, а также личную привлекательность образа Владимира Путина как сильного и стабильного лидера, способного навести порядок.
Общественное же мнение по отношению к Москве крайне нестабильно и нуждается в более качественной проработке.
На мой взгляд, оптимальными способами решения проблемы являются более серьезные усилия по продвижению образа России в глазах арабского сообщества за счет влияния СМИ, а также народной дипломатии.
При всем уважении к Russia Today (арабская версия: «Русия аль-Яум»), результаты телеканала уступают основным конкурентам, таким как «Аль-Арабия» и «Аль-Джазира», которые служат рычагами продвижения интересов Саудовской Аравии и Катара.
К примеру, «Аль-Джазира» уже давно стала нарицательным словом в регионе. К телеканалу прислушиваются как к оплоту противодействия западной и внешней пропаганде, а многие репортажи воспринимаются как объективная реальность.
Наш же телеканал хоть и пользуется популярностью и влиянием, но не воспринимается нейтрально, не имеет всеобщего признания в масштабах региона и далеко не всегда эффективен при формировании общественного сознания.
Другим способом изменить ситуацию является увеличение рычагов воздействия по линии народной дипломатии.Возможностей в данном случае масса. К примеру, на Ближнем Востоке насчитывается более 200 тысяч выпускников советских и российских вузов: 100 тысяч в Сирии, 40 тысяч в Йемене, 30 тысяч в Ливии, 15 тысяч в Иордании и 10 тысяч в Египте. Многие из них занимают высокие или уважаемые должности, а более углубленное взаимодействие с ними чрезвычайно полезно для продвижения положительного имиджа нашей страны в регионе.
В результате крайне важно увеличить вложения в поддержку пророссийской позиции в регионе, которая будет высвобождать образ России не как сторонника суннитов или шиитов, а как нейтрального миротворца и борца за справедливость.