Сейчас я расскажу, почему наша система образования зубами держится за ЕГЭ и тестовую систему проверки знаний, которую не ругают только те, кто получает за ее разработку зарплату.
Единый госэкзамен – последний коготок, которым нынешняя школа зацепилась за существование
Недавно попалась на глаза статья «Клиповое мышление – это не катастрофа».
Захотелось добавить к ней пару слов. Мне кажется, это не менее важно, чем Трамп, Навальный и Украина. (Хотя о чем я, помилуйте, какой Трамп? Когда это было?) Ну, тем более.
Четыре миллиона лет назад человек (будущий человек) встал на задние лапы. Еще через миллион лет он взял в переднюю лапу камень. Еще через миллион у него начала появляться речь. Через полмиллиона – научился пользоваться огнем, а шесть тысяч лет назад изобрел колесо. Все это называется эволюцией.
Австралопитек вполне мог бы считать себя венцом творения и жить так, будто эволюция на нем завершилась. (Примерно с таким ощущением мы живем сегодня.)
А попробуйте взглянуть на нашу жизнь глазами австралопитека. Не лопнет ли голова? А если человечество просуществует еще миллион лет? Вряд ли нашего нынешнего сознания хватит для того, чтобы описать то, что будет.
Школа-матушка, школа-захребетница (фото: Донат Сорокин/ТАСС)
|
Не кажется ли вам, что «клиповое мышление» (оно же «пунктирное», оно же «многозадачное», оно же «кризис метанарратива», «нонселекция» и «разрушение иерархии» – на языке постмодернистов) – это показатель эволюции человека как вида?
Прямо сегодня, прямо у нас на глазах у homo вновь оттопыривается большой палец и выдвигается вперед нижняя челюсть. Забавно, правда? Так или иначе, очевидно, что «клиповое мышление» повлечет за собой решительные изменения в нашем образе жизни.
И кстати, что было раньше: человек взял в руку палку и от этого изменился, или человек изменился и от этого взял в руку палку?
Иначе говоря, феномен «клипового мышления» возник из-за того, что появился интернет, или интернет стал весомым фактором цивилизации благодаря тому, что у нас начало развиваться «клиповое мышление»?
Понятно, что «как-то оно там вместе все происходит», и все же позвольте напомнить, что манера непрерывно переключать дистанционным пультом телевизионные каналы (даже термин такой был – «зэппинг») появилась раньше интернета.
Можно сказать, что не будь пульта и кучи каналов, не было бы и зэппинга. Ну, тогда другой пример.
В моем детстве была всего одна программа телевидения (номинально две, но по второй показывали сетку настройки). Поэтому я много читал. И помню, как мою бабушку раздражало, что у меня одновременно открыты две, три, четыре книги. Я читал их вперемешку. Почитал одну, бросил, взял другую. А у вас так было?
Это же клиповое сознание в чистом виде. Без всяких «электронных носителей информации».
Учителя и детские психологи говорят, что сегодняшние дети демонстрируют небывало высокий показатель так называемой психологической неготовности к школе. Это означает: не способны слушать и слушаться учителя, не могут отсидеть спокойно тридцать минут урока, плохо усваивают материал и так далее.
Ах-ах-ах, – говорим мы, – ужасный век, ужасные сердца! Это все телевиденье (интернет, видеоигры) виноваты!
А что если это не дети «психологически не готовы», а школа не готова к тому, что дети, как и все человечество, существенно изменились? И прежними, как во времена Ушинского и Песталоцци, уже не будут?..
Сколько детских жизней должно быть перековеркано, пока система сменит курс? И скольких талантливых, полезных для общества, выдающихся людей мы лишимся из-за того, что в детстве их приучили к мысли, что они балбесы и хулиганы?
Известная тема – «гениальный троечник». Пушкин был вторым с конца по успеваемости в Лицее, Томаса Эдисона выперли из первого класса «за безнадежную тупость», Циолковский во втором классе оставался на второй год, а после третьего был исключен, Эйнштейн тоже… Но то гении и везунчики. А у кого характер послабее или не повезло?
Будучи редактором детского журнала, я много общаюсь с детьми из разных школ и их родителями.
Вкратце впечатления таковы: в государственных школах процветает террор, в частных царит «клиповое мышление». Сегодня на уроке математики строят графики функций, завтра повторяют сложение-вычитание. «Стихи про осень» на уроках литературы – вперемешку с «Рамаяной» и «Махабхаратой». Двоек (и вообще оценок) не ставят, родители в ужасе: «Детей ничему не учат». (Не бьет – значит, не любит.)
Зато в частной школе очень трудно встретить матерящегося ребенка.
Можно подумать, что я здесь агитирую за «платные образовательные услуги», – вовсе нет. Я сторонник социального государства, меня бесит необходимость платить за все, что в советской юности я привык получать бесплатно. Речь о другом.Недавно одна мама ребенка, учащегося в государственной школе, рассказывала: «Моему сыну ставят двойки, а я ему говорю: плюнь, не обращай на это внимания». Скажете, ужасная мама?
А я скажу – молодец. Больше того скажу: не давайте своих детей в обиду школе. Школа в жизни вашего ребенка – не главное.
Да, это звучит зябко, непривычно, скандально, но школа сама поставила себя в такие условия. Сама вытеснила себя на обочину нашей жизни.
Единый госэкзамен – последний коготок, которым нынешняя школа зацепилась за существование. Не будь его – через пару лет все поймут, что всю эту свору министров-методистов и классных фельдфебелей нужно гнать пинками с довольствия.
А так – без ЕГЭ не поступишь в институт, не приобретешь требующую высшего образования специальность, а кто раздает пропуски в институты? Школа-матушка, школа-захребетница.
Все сказанное является моей личной точкой зрения. Если вы видите происходящее с другой стороны, то и слава Богу.
Время покажет.