В сети Интернет сейчас бурно обсуждаются новые изменения закона о гражданстве и миграционного законодательства Российской Федерации, предложенные группой депутатов Госдумы РФ, в частности К. Затулиным и Н. Поклонской.
Для тех, кто успешно прошел собеседование, настоящие проблемы только начинались
В случае принятия изменений носителям русского языка для получения вида на жительство больше не нужно будет предварительно получать жестко привязанное к особым квотам разрешение на временное проживание, будет снята необходимость получения заявления о выходе из гражданства иностранного государства от посольства, консульства или других полномочных органов этого иностранного государства, а также отменено ограничение по происхождению заявителей – носителей русского языка или их предков с территории Российской империи или СССР, но исключительно в нынешних границах Российской Федерации.
По мнению противников внесения изменений, они приведут к тому, что под маркой «носитель русского языка» российское гражданство начнут массово получать коренные жители Средней Азии и Закавказья.
Мне эти опасения кажутся напрасными. В первую очередь потому, что в миграционной системе России уже есть достаточно обширная многолетняя практика выдачи «Решений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» и отказа в выдаче этих решений.
Те, кто обращается в специальные комиссии за признанием статуса «носителя», сталкиваются с весьма высокими требования к уровню владения русским языком.
Претендующие на положительное решение должны не только уметь адекватно понимать бытовую речь и свободно общаться в условиях языковой среды, но и, например, понимать и правильно интерпретировать любые тексты – художественные, абстрактно-философские, публицистические, профессионально ориентированные, а также их подтекст.
Потенциальный носитель русского языка должен также полностью понимать содержание телепередач, кинофильмов, речь публичных выступлений, правильно воспринимать эмоциональные характеристики речи говорящего и скрытые смыслы. Он должен уметь продемонстрировать различные тактики речевого поведения и свободно владеть средствами выразительности русского языка во всем его многообразии.
В силу своей общественной деятельности мне приходится общаться с большим количеством выходцев с Украины, которые подавали документы на получение «Решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» в различных регионах России.
Сами они без труда проходили соответствующие собеседования, но при этом были свидетелями того, с какими трудностями сталкивались представители Средней Азии и Закавказья, и следовавших за этим отказов в получении статуса носителя русского языка.
Впрочем, для тех, кто успешно прошел собеседование, настоящие проблемы только начинались. Выходцы с Украины сталкивались тем, что получение ими гражданства Российской Федерации поставлено в зависимость от украинских законов, от волюнтаризма украинских чиновников.
Представьте, вы собрали комплект соответствующих документов, выстояли многосуточные очереди в миграционных органах России, а вам гражданство России не могут предоставить только потому, что не хватает одной бумажки – решения украинского госоргана о вашем выходе из украинского гражданства. И требует ее от вас российский законодатель.
Так выходцы с Украины, искренне желая получить гражданство России, оказываются в правовом вакууме, оказываются в крепостной кабале бандитствующей Украины. Для тех, кто вынужден был покинуть страну в силу своих убеждений, своей гражданской позиции, выраженной в общественно-политической деятельности, получение заветного гражданства России по данной процедуре было вообще невозможным. Ни один украинский орган не выдал бы искомой справки «сепаратисту».
И вот это, на мой взгляд, главное, унижающее людей препятствие будет уничтожено предлагаемым законопроектом под номером 69201-7. Если, конечно, это доброе начинание не будет погребено под ворохом необоснованных опасений.