Мнения

Иван Зацарин
обозреватель «История.РФ»

Как на Украине передрались из-за Усманова

23 сентября 2016, 19:00

Фото: из личного архива

20 сентября в украинском «Фейсбуке» состоялся очередной бокс по переписке.

В красных трусах боксировал владелец портового оператора компании «ТИС» Андрей Ставницер. Его оппонентом был Александр Кава, советник главы компании «Укрзализныця» и экс-замминистра инфраструктуры Украины.

Украина снова вылетела из первой десятки мировых производителей стали

Подобные поединки случаются ежедневно, иной раз сразу несколько, однако именно этот сразу же был замечен и попал в СМИ.

Тем более что стороны вскоре опомнились, удалили посты и переписку и избегают комментировать случившееся. И есть из-за чего. Дело в том, что яблоком раздора является транзит пяти миллионов тонн железной руды, принадлежащей компании Алишера Усманова.

Завязка скандала такова.

Андрей Ставницер утверждает, что обратился к Александру Каве с деловым предложением: на него вышло руководство «огромного горно-рудного холдинга» (в дальнейшем выяснилось, что речь шла о компании «Металлоинвест» Алишера Усманова) с предложением обеспечить перевалку пяти миллионов тонн железной руды.

Предложение отличное, учитывая, что за восемь месяцев 2016 года грузооборот украинских портов упал на 10%. Поэтому неудивительно, что портовик с радостью за него ухватился.

Однако пять миллионов тонн – не иголка, для многих украинских портов это соотносимо с годовым грузооборотом. К тому же действующий железнодорожный тариф делает перевалку через украинские порты невыгодной.

Поэтому Андрей Ставницер обратился за содействием к советнику главы «Укрзализныци» – с тем чтобы договориться об условиях транзита и скорректировать тариф.

Дальше – шекспировские страсти.

Представители «Металлоинвеста» прилетели на переговоры, на которых их ждал ничего не решающий и не знакомый с ситуацией клерк. Ставницер вызвонил по телефону главу «Укрзализныци», эксцентричного польского рокера Войцеха Балчуна. Переговоры были спасены, и если бы не взвинченные нервы представителя портового оператора, никто бы об этой «зраде» даже не узнал.

Почему «зраде»? Ну посудите сами.

Украинский Нафтогаз вот уже скоро год усердно делает вид, что покупает газ в Европе. Петр Порошенко запрещает украинским машиностроителям сотрудничать с российскими компаниями и выполнять их контракты.

И вдруг оказывается, что прямо у него под носом глава государственной компании обсуждает с представителями российской компании скидку на железнодорожный тариф. В транспортном комитете ВР уже высказывают свое «фе», напоминая, что украинская руда, вообще-то, конкурент российской на мировых рынках. Но дело не только в этом.

«Укрзализныця» в данный момент испытывает просто жесточайший вагонный голод.

По оценке главы компании Балчуна и замминистра инфраструктуры Евгения Кравца, он достигает девяти тысяч единиц. Из-за этого в компании вынуждены идти на продление сроков службы вагонов (что, к слову, было запрещено в России в прошлом году).

На покупку новых пока нет денег, в «Укрзализныце» только лишь собираются закупить тысячу новых вагонов, но проблему это не решит.

Из-за этого на внутренних перевозках уже начинаются конфликты.

Летом украинские металлурги по меньшей мере дважды выступали с открытыми обращениями к правительству с просьбой вмешаться в ситуацию. Дело в том, что в рамках подготовки к отопительному сезону приоритет при перевозках получил уголь.

У металлургов же из-за этого падает производство – не хватает транспорта, чтобы доставить железную руду на металлургические предприятия. По словам президента Объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александра Каленкова, только за январь – июнь недозагрузка предприятий отрасли составила 3,5 миллиона тонн стали, а недопоступление валюты – 1,8 миллиарда долларов.

Осенью это привело к тому, что Украина снова вылетела из первой десятки мировых производителей стали.

Но даже в ущерб металлургам вагонов все равно не хватает: на днях кабмин Украины разрешил использовать для перевозки угля российские вагоны, а также покупать российские локомотивы, несмотря на четыре меморандума о сотрудничестве, подписанные с Bombardier, General Electric, Pesa и Siemens.

Похоже, что на Украине запоздало начинают ощущать эффект домино, который давно уже накрыл страну: нет возможности и дальше эксплуатировать обветшалую инфраструктуру, а для ее обновления нужно сперва заработать.

Нет денег на канадские и немецкие локомотивы, а чтобы накопить хотя бы минимальное количество угля на украинских ТЭС перед отопительным сезоном и одновременно не остановить все металлургические предприятия, приходится, сцепив зубы, возить этот уголь российскими вагонами.

Позиция «Металлоинвеста» тут тоже весьма показательна: можно выбирать, кому из «небратиков» (прибалтам или украинцам) дать крупный контракт. Кто минимальные тарифы пообещает, тот его и получит. И «небратики», в момент забыв о пафосе «одвичного лицарства», соревнуются в скидках.

Вместе с тем эта история показывает, что инфраструктура, заложенная еще во времена Российской империи и активно развивавшаяся Советским Союзом, по-прежнему актуальна для современного российского бизнеса.  

Самое забавное, что «Укрзализныця» контракт бы уже получила – если бы не война в Донбассе. Из-за нее поезда будут вынуждены делать солидный крюк, объезжая зону боевых действий, что значительно увеличивает тариф. Вместо того, чтобы напрямую, по Югу Украины, доставить груз в порт «Южный», в котором и владеет причалами компания одного из героев этой публикации.

Мораль сей басни очевидна: Украина платит по счетам за войну, которую развязала. Но, даже воюя, не может прожить без российских вагонов, локомотивов и контрактов от российских компаний.

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?