Мнения

Дмитрий Дробницкий
политолог, американист

Россия не готова к смене власти в США

21 марта 2016, 10:30

Фото: из личного архива

Мы с интересом наблюдаем за выборами в далекой Америке. Мы ехидничаем: «Вот и до вас Майдан добрался!» Мы сочувствуем Дональду Трампу и Берни Сандерсу. Но больших изменений от заокеанской сверхдержавы по итогам выборов не ждем.

Американский политический ландшафт, как и 75 лет назад, претерпевает тектонические изменения

Мы склонны рассматривать американских политиков, ориентированных прежде всего на решение внутренних проблем США и призывающих если не к изоляционизму, то к максимальной сдержанности в вопросах военно-политического вмешательства за рубежом, как политических изгоев. Они нам нравятся. Они почти наши друзья. Вот только, как нам кажется, к власти никогда не придут.

В 1940-х годах ситуация была ровно противоположной. В Америке бал правили как раз изоляционисты. Правда, сами они себя называли иначе – нонинтервенционистами. По их мнению, вооруженные силы должны были обеспечивать национальную безопасность Америки, но ни в коем случае не участвовать в конфликтах в Евразии.

Одним из главных идеологов этой концепции был республиканец Роберт Альфонсо Тафт. У него было немало противников в собственной партии, прежде всего Уэнделл Уилки. Вопрос об участии в военных действиях против нацистской Германии был одним из ключевых на праймериз 1940 года. «Ястреб» Уилки выиграл, но был на общенациональных выборах побежден демократом Франклином Делано Рузвельтом, который переизбирался с программой «избежать участия в войне».

Как договариваться с американским лидером нового типа? (фото:Jim Tanner/Reuters)

Тафт и его сторонники проклинали новый курс Рузвельта, но тем не менее полностью поддержали его на выборах – именно потому, что тот обещал не вмешиваться в конфликт на другом континенте. Даже после нападения японцев на Перл-Харбор нонинтервенционисты настаивали на том, что Штаты должны ограничиться ударом возмездия по Японии, не объявлять войну странам оси и не оказывать помощь их противникам.

Осуждение нацизма? Это пожалуйста. Перевооружение армии? Исключительно для целей обороны. Ленд-лиз? Еще чего! Второй фронт? Только не в этой жизни!

Рузвельт отчаянно маневрировал. Ленд-лиз был запущен, поставки вооружений начались, но ввязываться в войну в Европе он не желал, тем более что полномасштабная война с Японией уже вынудила пойти на крайне непопулярные экономические меры.

В 1941 году США даже формально осудили англо-советское вторжение в Иран. Англичане оказались в сложном положении в Африке, ситуация на русском фронте, который, как прекрасно понимал Франклин Делано, играл ключевую роль во всей войне, была угрожающей, но вступление в войну против Германии все откладывалось.

На североафриканском театре военных действий американские войска появились только в ноябре 1942 года, после промежуточных выборов в Конгресс, причем переброска их велась тайно. Лишь благодаря этой хитрости демократы Рузвельта сохранили большинство в обеих палатах Конгресса. И все же они поплатились за свой «интервенционизм» 9-ю местами в Сенате и 45-ю местами в Палате представителей.

Роберт Тафт и его консервативные сподвижники продолжали давить на администрацию Белого дома. Для Советского Союза, равно как и для Англии, они были очевидными врагами. Сталин и Черчилль прекрасно понимали, что любая неудача США в войне грозит Рузвельту и его сторонникам разгромным поражением на следующих выборах. И до тегеранской конференции осенью 1943 года было до конца не ясно, позволят ли однопартийцы своему президенту пожертвовать переизбранием ради открытия второго фронта в Европе.

Военные успехи в Северной Африке, а затем и в Италии придали Франклину Делано уверенности, но потребовались значительные усилия, чтобы убедить избирателей в необходимости масштабной европейской кампании. В Америке была развернута полномасштабная военно-патриотическая пропаганда.

Отдельное внимание уделялось… да-да, борьбе Красной армии. Более полугода – с ноября 1943-го по июнь 1944-го – в американских кинотеатрах крутили, как бы сейчас сказали, ролик о вручении Сталину в Тегеране Меча Сталинграда, к которому США, вообще говоря, никакого отношения не имели. Кадры, показывающие, как Рузвельт разглядывает клинок, изготовленный по приказу короля Георга Шестого и произносит: «Да, поистине у них стальные сердца», даже специально озвучили для большего эффекта.

Большая пропаганда сделала свое дело. Те американские политики, чьи убеждения сегодня нам кажутся наиболее приемлемыми, а тогда представляли прямую опасность, остались в конце концов в меньшинстве. Америка изменилась.

И была встреча на Эльбе. И была холодная война… Довольно сложно представить себе, что глобального противостояния СССР и Запада могло не быть вовсе. Однако накал этого противостояния с самого начала мог бы быть не столь высоким. Разрядка, которая стала возможной только с приходом Никсона, могла начаться прямо в 1945-м, если бы не неожиданный исход предвыборной конференции Демократической партии в июле 1944-го.

Высадка союзных войск в Нормандии прошла успешно. Рузвельт уверенно двигался к переизбранию на четвертый срок. Вот только его здоровье оставляло желать лучшего. Поэтому огромную роль приобретала фигура вице-президента Генри Уоллеса. Вот уж с кем грамотно поработали отечественные политтехнологи того времени!

В мае 1944 года Вячеслав Молотов организовал 25-дневную поездку Уоллеса по Дальнему Востоку и Сибири в сопровождении симпатизировавшего СССР общественного деятеля Оуэна Латтимора. Разумеется, Магадан, Колыма и вся система ГУЛАГа была показана американцам в крайне прилизанной форме. Уоллес вернулся в Штаты, вдохновленный успехами советского «дикого Запада».

Советским же лидерам стали понятны образ мыслей преемника Рузвельта, его деловой стиль и видение послевоенного устройства мира. Как договариваться с американскими «партнерами», было в целом понятно. Все было, как говорили в 90-е, схвачено. Но на партийной конференции произошел маленький дворцовый переворот. Уоллеса оттеснили, и его место занял никому в СССР не известный Гарри Трумэн, с большим удовольствием рассуждавший о советской угрозе.

За неполных четыре года Америка стала сначала нашим союзником, а потом (на той же самой «интернационалистической» основе) и геополитическим противником. В роли главной антикоммунистической силы мира она обросла таким количеством союзников, лоббистов и профессиональных торговцев войной, от которых не смогла избавиться и после падения коммунизма. Вот уже четверть века она движется по инерции, все глубже залезает в долги и множит число недоброжелателей по всему миру.

Это не могло кончиться ничем иным, кроме бунта избирателей, который мы и видим на теперешних выборах. Американский политический ландшафт, как и 75 лет назад, претерпевает тектонические изменения.

Проблема состоит в том, что последствия таких изменений для России у нас даже не прорабатывались. Все экспертные разработки делались, исходя из «непреложной истины», что президентом США будет или Хиллари Клинтон, или Джеб Буш, и все будет по-старому.

О том, что Джеб органически не способен стать «лидером свободного мира», даже не подумали. А о том, что его собственная партия бунтовала к началу праймериз уже шестой год кряду, предпочли умолчать.

Равно как и «забыли» уточнить, что Хиллари-2016 – вовсе не то же самое, что «друг Билл» или она сама образца 2009-2013 гг. Билл Клинтон помыкал своей партией. Хиллари находится в ее полной власти. Даже сложно сказать, кто ею больше вертит – саудовское лобби, либеральный сенатор Элизабет Уоррен или избиратели социалиста Берни Сандерса. И нет никаких оснований полагать, что это изменится после ее инаугурации.

А что если президентом станет Тед Круз? Какую внешнюю политику будет вести он? Какие группы влияния придут вместе с ним? Чего в нем больше: прагматизма, как у представителя движения чаепития, или идеологического пыла, как у религиозного правого?

А что если наш любимец среди кандидатов – Дональд Джон Трамп-младший – действительно имеет в виду то, что говорит? Как договариваться с американским лидером нового типа? И что мы о нем действительно знаем? Пока он символ борьбы простых американцев с «вашингтонским обкомом», достаточно того, что он существует. Он хороший. Он – надежда. А вот если он станет президентом…

А ну как дружить предложит? Когда мы последний раз дружили с Америкой? Когда мы хотя бы играли с ней в игру с ненулевой суммой?

Вам может быть интересно

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов