14 мая 2014 года Европейский суд вынес судьбоносное решение против крупнейшей американской корпорации Google. Он обязал ее удалить из результатов поиска «неадекватную, не соответствующую или больше не соответствующую действительности» информацию, если любой рядовой гражданин обратится с такой просьбой.
Google счел, что он не отвечает за содержимое посторонних сайтов. В спор вмешались государственные органы, в итоге дело дошло до Европейского суда – высшей судебной инстанции Евросоюза.
Европейский суд счел, что позиция Google противоречит Директиве 95/46/ ЕС о защите персональных данных. Суд указал, что сбор и хранение информации посредством поисковика являются обработкой персональных данных.
Следовательно, Google обязан обеспечить соблюдение прав граждан, о которых размещена информация.
Теперь любой гражданин Евросоюза имеет право обратиться с заявлением об удалении из результатов поиска неправильных сведений о нем. Google уже выразил свое крайнее недовольство принятым решением, заявив о наступлении на свободу слова в интернете.
Позиция Европейского суда представляется совершенно правильной с точки зрения российского законодательства. Так, статья 9 Федерального закона «О защите персональных данных» гласит, что обработка персональных данных гражданина может быть осуществлена только с его письменного согласия. Что касается доводов Google, то они весьма сомнительны.
Возьмем для примера ситуацию – некий интернет-ресурс опубликовал о вас сведения, не соответствующие действительности (устаревшие или вообще ложные). Вы можете долго выяснять личность владельца ресурса, подать на него в суд (что в российских условиях весьма проблематично).
А что делать, если владелец находится за рубежом? И все это время, пока вы будете искать на него управу, поисковик будет исправно выдавать на вас ложную информацию.
Фактически поисковик становится соучастником незаконного деяния в сфере информации. И ничего с этим сделать нельзя – ведь свобода слова.
За таким поведением Google стоит банальное нежелание подчиняться правилам и стандартам защиты персональной информации. Ведь это дополнительная работа и расходы для компании.
Очевидно, что с таким положением вещей мириться нельзя, что бы там ни говорили поборники «свободы слова» и «первой поправки конституции США».
Вообще, в данном кейсе обнаружилась разница между двумя подходами к распространению информации – американским и европейским.
Первый подход – мнимая «свобода слова», а на деле – тотальный контроль интернета и личной информации граждан спецслужбами. Второй подход – приоритет прав личности, информационной безопасности и, как следствие, стремление поставить в законные рамки американских интернет-гигантов.А что же Россия? К сожалению, на нашу страну решение Европейского суда не распространяется. Пока что у нас иностранные поисковики не связаны никакими ограничениями. Нам стоит всерьез задуматься над тем, чтобы перенять европейский опыт защиты своих граждан.