Мнения

Владимир Габриаков
урбанист, эксперт в области проектирования городских систем и управления транспортными потоками

Рельсами по пробкам

1 апреля 2014, 09:00

Фото: из личного архива

Транспортная проблема актуальна как для Москвы, так и для целого ряда других мегаполисов: Красноярска, Новосибирска, Иркутска (перечисляю те города, с журналистами из которых общался).

Начинать борьбу с пробками нужно с мониторинга плотности рабочих мест в разных районах города

Жители задаются вопросом: «Что бы такое сделать, чтобы жить по-старому, не меняя привычек, а город сам становился бы удобней, чище и современней?» Так не получится, к сожалению. Россиянам нужно приготовиться к глобальному слому стереотипов, если они хотят жить в современной городской среде, гордо именуемой в мире Smart-City.

Пара слов о том, что такое Smart-City, или «умный» город. Это не только интернет 4G, повсеместные QR-коды и запойное пользование социальными сетями. Это городская среда, организованная по определенным принципам, главные из которых – комфорт и безопасность человека.

«Умный» город оперирует такими понятиями, как ресурсосбережение, глобальный контроль над преступностью, роботизированность жизнедеятельности, жилье «зеленого» класса и экологичный транспорт.

Кто часто бывает в Европе, наверное, заметил, что Старый Свет все активней заменяет мощные автомобили малолитражками, а то и вовсе отказывается от них в пользу велосипеда. На очереди у европейцев электромобиль: как только появится экономичная аккумуляторная батарея с малым временем зарядки, Европа массово получит чистый транспорт.

Если России нужна именно такая среда – экологичная, комфортная и максимально роботизированная – то время задуматься над тем, что вы сами можете вложить в ее развитие, чем вы готовы пожертвовать. На мой взгляд, например, отказ от автомобиля хотя бы несколько раз в неделю – вполне посильная цена для тех, кто живет рядом с метро.

Однако параллельно с добровольным изменением жителями городов своих привычек власти должны максимально облегчать и совершенствовать городской быт. Давайте посмотрим, как мир справляется с этой задачей.

Рабочее место и график

У меня свое видение основных причин невыносимого московского трафика, и эта точка зрения часто встречает резкий отпор. На мой взгляд, начинать борьбу с пробками нужно с мониторинга плотности рабочих мест в разных районах города и выведения части офисов из центра.

По данным на осень минувшего года, 40% рабочих мест в Москве находилось в Центральном административном округе. Показатель огромный, его нужно сокращать.

#{image=420828}Я понимаю, что насильственное переселение невозможно, но здесь уже дело московских властей предложить людям какие-то льготы за добровольный вывод офиса за пределы Третьего транспортного кольца. Это первый момент.

Второй момент – график работы. Как мы видим, меры Правительства Москвы по смещению рабочих часов своих учреждений – с 08.00 до 17.00 – ощутимого результата не дали. Значит, необходима более гибкая шкала: возможно, какой-то порайонный график.

Вашингтон, например, активно использует этот инструмент, так как по сложности трафика он на втором месте в США после Лос-Анджелеса. Кроме того, как вы знаете, западная цивилизация давно оценила прелести удаленной работы: в век информатизации представителям целого ряда профессий совершенно не обязательно тратить по 2–3 часа в день на дорогу и отсиживать 8–9 часов в офисе, теряя драгоценное время и тратя лишние деньги.

Если вы не врач, не педагог, не полицейский или спасатель – от физического присутствия которых отказаться нельзя – вы вполне можете работать дома, общаясь с миром по Скайпу и электронной почте, или проводить встречи с клиентами в публичном пространстве.

Добровольный отказ от машины

Совершенно необязательно наотрез отказываться от автомобиля, тем более через его продажу. Полагаю, что для москвича достаточно хотя бы 2–3 дня в неделю оставлять машину у дома, чтобы ситуация в городе стала легче.

Опять же, нужны конструктивные предложения от властей: скидки на общественный транспорт для автовладельцев, например. Я уж не говорю о таких мерах, как ограничение на въезд в центр города: по четным дням разрешать это владельцам четных номеров и наоборот, как в Афинах.

Запреты, конечно, действенны, но необычайно важно воспитывать в жителях городов ответственность за то, как они живут. Воспитание идет быстрее через поощрение и взывание к разуму, а не через барьеры и заграждения. Во всяком случае, на Западе.

Кстати, в Америке существует замечательный способ, изобретенный самими жителями – так называемый carpooling – совместное пользование одним автомобилем для поездки в одном направлении. На моей улице, например, так возят детей: сегодня один родитель собирает их по 3–4 семьям и везет в школу, завтра то же самое делает его сосед и т.д. Это и облегчает трафик, и экономит время взрослых.

Рельсами по пробкам

Отказавшись от вождения хотя бы 2 раза в неделю, вы неизбежно столкнетесь с недоразвитостью общественного транспорта в своих городах. По большому счету, что человеку нужно от общественного транспорта? Чтобы он был комфортным, современным, скоростным, с малыми интервалами и максимально связывал районы города.

Идеальная общегородская схема предполагает, что, во-первых, на любом виде транспорта вы можете по прямой доехать до центра, а во-вторых, что пересадки в вашем районе позволят вам быстро добраться до соседнего квартала, не отправляясь в центр на пересадочную станцию.

Один из самых перспективных видов транспорта для такого большого города, как Москва, – интегрированный метрополитен: я имею в виду связку подземки с железной дорогой, проходящей через город.

Знаю о планах сделать грузовую Московскую кольцевую железную дорогу пассажирской к 2016 году. Правильный шаг: дополнительные 54 км, а если учесть примыкающие ветки, то все 145, безусловно, нужны.

Но простого перепрофилирования железной дороги мало, необходимо максимально слить ее с метрополитеном. Тогда Москва получит единый скоростной рельсовый транспорт, как в большинстве европейских городов: Чикаго, Лондоне, Берлине и т.д.

Кстати, при грамотной работе с общей транспортной схемой этот единый транспорт можно удачно дополнить «близкими родственниками»: скоростным трамваем и монорельсом.

Водное такси, мотоцикл и велосипед

Вы удивитесь, но я вижу в Москве определенные перспективы для водного такси. Акватория Москвы-реки позволяет запустить ряд рабочих, а не прогулочных, маршрутов и облегчить трафик районов, прилегающих к реке. Лидеры по использованию этого вида транспорта Италия и США.

Есть свои водоплавающие авто у Лондона, Берлина, Дубая и Амстердама. Это может сработать и в Москве, несмотря на полугодовой простой из-за климата: хотя бы во время открытой навигации сухопутные дороги поедут чуть легче.

Опыт Санкт-Петербурга я в расчет не беру – одного маршрута, работающего всего три часа утром, для мегаполиса, конечно же, недостаточно.

Другой оригинальный вариант, уже, кстати, действующий в обеих ваших столицах – мото-такси. Он идеален для часа-пик. Правда, заплатить придется внешним видом: ваши города еще не столь чисты, как того требуют поездки на двухколесном транспорте.

Велосипед для российских городов был бы отличным выходом, если бы власти наконец осознали всю степень ответственности за людей. Москва начала строить инфраструктуру для велосипедистов, но поспешила с призывом пересесть на двухколесный транспорт.

Напомню, что велосипед не может использоваться в большом городе, пока велосипедисту не будет обеспечена полная безопасность. Пользователи двухколесного транспорта – мотоцикла, мопеда, скутера, велосипеда – вообще крайне уязвимы, и помнить об этом долг как властей, так и каждого из нас.

Задача Москвы сегодня – построить велосипедные маршруты, дублирующие основные магистрали, но идущие на отдалении, чтобы защитить людей и от возможности ДТП, и от предельных концентраций выхлопных газов.

Что касается экологии, вернусь к тому, с чего начал: город будущего, Smart-City– это зеленый город, в прямом и переносном смысле. По современным градостроительным нормам, зелени в мегаполисе должно быть не менее 25% от его площади. В Smart-City автостоянки, как правило, убраны под землю, а то пространство, которое обычно забито припаркованными машинами, засажено зеленью. Например, в южнокорейском Сонгдо – городе-острове – парки занимают треть площади.

Робот в помощь человеку

Мировые мегаполисы идут сегодня по пути передачи всё большего количества функций роботизированным системам. Роботы отвечают за безопасность: распознают лица и автомобильные номера, принимают сигналы SOS, автоматически определяют местонахождение пострадавшего, мониторят состояние окружающей среды.

Централизованные системы руководят экономным использованием ресурсов и безвредной переработкой отходов. Они же, глобальные общегородские системы, управляют транспортными потоками.

Например, в Дюссельдорфе на дорогах стоят информационные табло, автоматически регулирующие количество транспорта. Посмотрев на такой экран, вы можете вовремя сориентироваться и выбрать лучший маршрут.

Такую систему, основанную на тотальном видеонаблюдении, Москва в состоянии себе позволить, даже при условии практически полного развала транспортной инфраструктуры. Люди быстро привыкнут ею пользоваться и, к тому же, будут более ответственно подходить к своим действиям на дороге.

Как мы видим, возможностей масса, главное – начать их реализовывать. А для этого неминуемо придется перестраивать свою жизнь, отказываясь от каких-то давних привычек. Мегаполисы Старого и Нового Света в большинстве своем уже прошли этот слом, выработав новую «зеленую» философию и получив среду, пригодную для комфортной жизни.

Вам может быть интересно

СВР раскрыла новую схему воровства Киевом денег Запада
Темы дня

Россия превратила продажу подсанкционного СПГ в рутину

Уже второй российский СПГ-проект начал продавать подсанкционный газ в Китай, причем в том же китайском терминале, что и первый продавец – «Арктик СПГ 2». Это все больше говорит о политических договоренностях на высшем уровне, нежели о коммерческих подвижках самих поставщиков, считают эксперты. Ждать снятия санкций от США по нашему СПГ – утопично.

В России появилось новое поколение героев и защитников

В России отмечается День Героев Отечества. Сегодня праздник приобрел еще большее значение, потому что 2025-й был объявлен Годом защитника Отечества. Как говорят участники СВО, ставшие Героями России, рассказы о подвигах резонируют в душах молодых людей, защитник – это не просто человек с оружием в руках, поэтому полученный боевой опыт необходимо передавать будущим поколениям.

Япония не поддержала план Европы о конфискации российских активов

Саркози рассказал о «превративших тюрьму в ад» соседях

Конгрессвумен потребовала прекратить помощь Украине из-за гонений на церковь

Новости

Генштаб поставил задачу ликвидировать ВСУ в Димитрове

Начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов отметил, что после освобождения города Красноармейска частями 2-й армии, главной задачей группировки войск «Центр» является ликвидация формирований ВСУ, окруженных в районе Димитрова, сообщило Минобороны.

Долина прошла психиатрическую экспертизу по делу о квартире

Певица Лариса Долина прошла комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в связи с расследованием дела о продаже ее квартиры по указке мошенников, сказано в судебных документах, посвященных разбирательству с покупательницей ее недвижимости Лурье.

Фон дер Ляйен назвала изъятие активов России ключевым для «обороны ЕС»

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала экспроприацию российских активов под «репарационный кредит» ключевым актом для защиты Евросоюза.

Президент Польши отверг приглашение Зеленского посетить Украину

Президент Польши Кароль Навроцкий отказался от поездки на Украину по приглашению Владимира Зеленского, встреча с ним пройдет в Варшаве, заявил глава бюро международной политики канцелярии президента Польши Марчин Пшидач.

Axios: США стали сильнее давить на Зеленского

Американская администрация усилила давление на руководство киевского режима с целью склонить Украину к территориальным уступкам в рамках обсуждаемого плана мира и предложила новые условия.

Глава Евросовета попросил США не вмешиваться в дела Европы

Глава Европейского совета Антониу Кошта заявил о недопустимости вмешательства администрации президента США Дональда Трампа в европейские дела, указав на угрозу суверенитету Европы, пишет Guardian.

Названы лучшие игристые вина России

В рамках ежегодного исследования «Винный гид России» наивысшие оценки получили игристые вина и петнаты из Краснодарского края, Ростовской области и Крыма.

Путин предоставил гражданство грузинскому актеру Харютченко

Российское гражданство получили грузинский актер Валерий Харютченко, итальянские общественники Эннио Бордато и Элизео Бертолази согласно новому президентскому указу.

Bloomberg: Япония создает «ракетный архипелаг» возле Тайваня

Японские власти разместили новые ракетные и электронные подразделения на островах вблизи Тайваня, усиливая военную инфраструктуру на фоне обострения спора с Китаем, сообщает Bloomberg.

Выбрана самая красивая девочка России

Семилетняя Стелла Крикунова из Воронежа одержала победу в национальном конкурсе красоты и талантов, обойдя 72 участника из регионов России.

Счетная палата сообщила о росте госдолга России в 2025 году

В течение девяти месяцев 2025 года российский государственный долг вырос на 10%, достигнув почти 32 трлн рублей, при этом внутренние заимствования увеличились заметно сильнее внешних.

Стартовый стол для «Ангары» ввели в эксплуатацию на Восточном

На космодроме Восточный введен в эксплуатацию современный стартовый стол для тяжелых ракет-носителей семейства «Ангара», его площадь превышает 45 тыс. кв. метров.
Мнения

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов