Мнения

Владимир Габриаков
урбанист, эксперт в области проектирования городских систем и управления транспортными потоками

Рельсами по пробкам

1 апреля 2014, 09:00

Фото: из личного архива

Транспортная проблема актуальна как для Москвы, так и для целого ряда других мегаполисов: Красноярска, Новосибирска, Иркутска (перечисляю те города, с журналистами из которых общался).

Начинать борьбу с пробками нужно с мониторинга плотности рабочих мест в разных районах города

Жители задаются вопросом: «Что бы такое сделать, чтобы жить по-старому, не меняя привычек, а город сам становился бы удобней, чище и современней?» Так не получится, к сожалению. Россиянам нужно приготовиться к глобальному слому стереотипов, если они хотят жить в современной городской среде, гордо именуемой в мире Smart-City.

Пара слов о том, что такое Smart-City, или «умный» город. Это не только интернет 4G, повсеместные QR-коды и запойное пользование социальными сетями. Это городская среда, организованная по определенным принципам, главные из которых – комфорт и безопасность человека.

«Умный» город оперирует такими понятиями, как ресурсосбережение, глобальный контроль над преступностью, роботизированность жизнедеятельности, жилье «зеленого» класса и экологичный транспорт.

Кто часто бывает в Европе, наверное, заметил, что Старый Свет все активней заменяет мощные автомобили малолитражками, а то и вовсе отказывается от них в пользу велосипеда. На очереди у европейцев электромобиль: как только появится экономичная аккумуляторная батарея с малым временем зарядки, Европа массово получит чистый транспорт.

Если России нужна именно такая среда – экологичная, комфортная и максимально роботизированная – то время задуматься над тем, что вы сами можете вложить в ее развитие, чем вы готовы пожертвовать. На мой взгляд, например, отказ от автомобиля хотя бы несколько раз в неделю – вполне посильная цена для тех, кто живет рядом с метро.

Однако параллельно с добровольным изменением жителями городов своих привычек власти должны максимально облегчать и совершенствовать городской быт. Давайте посмотрим, как мир справляется с этой задачей.

Рабочее место и график

У меня свое видение основных причин невыносимого московского трафика, и эта точка зрения часто встречает резкий отпор. На мой взгляд, начинать борьбу с пробками нужно с мониторинга плотности рабочих мест в разных районах города и выведения части офисов из центра.

По данным на осень минувшего года, 40% рабочих мест в Москве находилось в Центральном административном округе. Показатель огромный, его нужно сокращать.

#{image=420828}Я понимаю, что насильственное переселение невозможно, но здесь уже дело московских властей предложить людям какие-то льготы за добровольный вывод офиса за пределы Третьего транспортного кольца. Это первый момент.

Второй момент – график работы. Как мы видим, меры Правительства Москвы по смещению рабочих часов своих учреждений – с 08.00 до 17.00 – ощутимого результата не дали. Значит, необходима более гибкая шкала: возможно, какой-то порайонный график.

Вашингтон, например, активно использует этот инструмент, так как по сложности трафика он на втором месте в США после Лос-Анджелеса. Кроме того, как вы знаете, западная цивилизация давно оценила прелести удаленной работы: в век информатизации представителям целого ряда профессий совершенно не обязательно тратить по 2–3 часа в день на дорогу и отсиживать 8–9 часов в офисе, теряя драгоценное время и тратя лишние деньги.

Если вы не врач, не педагог, не полицейский или спасатель – от физического присутствия которых отказаться нельзя – вы вполне можете работать дома, общаясь с миром по Скайпу и электронной почте, или проводить встречи с клиентами в публичном пространстве.

Добровольный отказ от машины

Совершенно необязательно наотрез отказываться от автомобиля, тем более через его продажу. Полагаю, что для москвича достаточно хотя бы 2–3 дня в неделю оставлять машину у дома, чтобы ситуация в городе стала легче.

Опять же, нужны конструктивные предложения от властей: скидки на общественный транспорт для автовладельцев, например. Я уж не говорю о таких мерах, как ограничение на въезд в центр города: по четным дням разрешать это владельцам четных номеров и наоборот, как в Афинах.

Запреты, конечно, действенны, но необычайно важно воспитывать в жителях городов ответственность за то, как они живут. Воспитание идет быстрее через поощрение и взывание к разуму, а не через барьеры и заграждения. Во всяком случае, на Западе.

Кстати, в Америке существует замечательный способ, изобретенный самими жителями – так называемый carpooling – совместное пользование одним автомобилем для поездки в одном направлении. На моей улице, например, так возят детей: сегодня один родитель собирает их по 3–4 семьям и везет в школу, завтра то же самое делает его сосед и т.д. Это и облегчает трафик, и экономит время взрослых.

Рельсами по пробкам

Отказавшись от вождения хотя бы 2 раза в неделю, вы неизбежно столкнетесь с недоразвитостью общественного транспорта в своих городах. По большому счету, что человеку нужно от общественного транспорта? Чтобы он был комфортным, современным, скоростным, с малыми интервалами и максимально связывал районы города.

Идеальная общегородская схема предполагает, что, во-первых, на любом виде транспорта вы можете по прямой доехать до центра, а во-вторых, что пересадки в вашем районе позволят вам быстро добраться до соседнего квартала, не отправляясь в центр на пересадочную станцию.

Один из самых перспективных видов транспорта для такого большого города, как Москва, – интегрированный метрополитен: я имею в виду связку подземки с железной дорогой, проходящей через город.

Знаю о планах сделать грузовую Московскую кольцевую железную дорогу пассажирской к 2016 году. Правильный шаг: дополнительные 54 км, а если учесть примыкающие ветки, то все 145, безусловно, нужны.

Но простого перепрофилирования железной дороги мало, необходимо максимально слить ее с метрополитеном. Тогда Москва получит единый скоростной рельсовый транспорт, как в большинстве европейских городов: Чикаго, Лондоне, Берлине и т.д.

Кстати, при грамотной работе с общей транспортной схемой этот единый транспорт можно удачно дополнить «близкими родственниками»: скоростным трамваем и монорельсом.

Водное такси, мотоцикл и велосипед

Вы удивитесь, но я вижу в Москве определенные перспективы для водного такси. Акватория Москвы-реки позволяет запустить ряд рабочих, а не прогулочных, маршрутов и облегчить трафик районов, прилегающих к реке. Лидеры по использованию этого вида транспорта Италия и США.

Есть свои водоплавающие авто у Лондона, Берлина, Дубая и Амстердама. Это может сработать и в Москве, несмотря на полугодовой простой из-за климата: хотя бы во время открытой навигации сухопутные дороги поедут чуть легче.

Опыт Санкт-Петербурга я в расчет не беру – одного маршрута, работающего всего три часа утром, для мегаполиса, конечно же, недостаточно.

Другой оригинальный вариант, уже, кстати, действующий в обеих ваших столицах – мото-такси. Он идеален для часа-пик. Правда, заплатить придется внешним видом: ваши города еще не столь чисты, как того требуют поездки на двухколесном транспорте.

Велосипед для российских городов был бы отличным выходом, если бы власти наконец осознали всю степень ответственности за людей. Москва начала строить инфраструктуру для велосипедистов, но поспешила с призывом пересесть на двухколесный транспорт.

Напомню, что велосипед не может использоваться в большом городе, пока велосипедисту не будет обеспечена полная безопасность. Пользователи двухколесного транспорта – мотоцикла, мопеда, скутера, велосипеда – вообще крайне уязвимы, и помнить об этом долг как властей, так и каждого из нас.

Задача Москвы сегодня – построить велосипедные маршруты, дублирующие основные магистрали, но идущие на отдалении, чтобы защитить людей и от возможности ДТП, и от предельных концентраций выхлопных газов.

Что касается экологии, вернусь к тому, с чего начал: город будущего, Smart-City– это зеленый город, в прямом и переносном смысле. По современным градостроительным нормам, зелени в мегаполисе должно быть не менее 25% от его площади. В Smart-City автостоянки, как правило, убраны под землю, а то пространство, которое обычно забито припаркованными машинами, засажено зеленью. Например, в южнокорейском Сонгдо – городе-острове – парки занимают треть площади.

Робот в помощь человеку

Мировые мегаполисы идут сегодня по пути передачи всё большего количества функций роботизированным системам. Роботы отвечают за безопасность: распознают лица и автомобильные номера, принимают сигналы SOS, автоматически определяют местонахождение пострадавшего, мониторят состояние окружающей среды.

Централизованные системы руководят экономным использованием ресурсов и безвредной переработкой отходов. Они же, глобальные общегородские системы, управляют транспортными потоками.

Например, в Дюссельдорфе на дорогах стоят информационные табло, автоматически регулирующие количество транспорта. Посмотрев на такой экран, вы можете вовремя сориентироваться и выбрать лучший маршрут.

Такую систему, основанную на тотальном видеонаблюдении, Москва в состоянии себе позволить, даже при условии практически полного развала транспортной инфраструктуры. Люди быстро привыкнут ею пользоваться и, к тому же, будут более ответственно подходить к своим действиям на дороге.

Как мы видим, возможностей масса, главное – начать их реализовывать. А для этого неминуемо придется перестраивать свою жизнь, отказываясь от каких-то давних привычек. Мегаполисы Старого и Нового Света в большинстве своем уже прошли этот слом, выработав новую «зеленую» философию и получив среду, пригодную для комфортной жизни.

Вам может быть интересно

США решили увеличить размер военной помощи Украине
Темы дня

Российский атом пробивает европейские санкции

Болгария, ставшая в последние годы одним из самых суровых исполнителей санкций против России, внезапно ввела весьма примечательное исключение. О чем идет речь и почему на этот раз Болгария не способна обойтись без российской технологической помощи?

Украина научит европейцев экономить зимой электричество

Накануне зимы Евросоюз решил помочь Украине с электричеством. В Киев приехала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая пообещала помощь, деньги и даже целую ТЭЦ в разобранном виде. А глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль заявил, что европейские потребители способны сократить потребление, чтобы из чувства солидарности отправить на восток сэкономленное электричество. Но хватит ли его Украине зимой?

Лавров назвал шуткой слова Путина о «поддержке» Харрис

Эксперт: Привезенной из Литвы ТЭЦ хватит Украине на половину небольшого города

Психолог рассказала, как убедить детей не спиливать зубную эмаль

Новости

Названо обнаруженное в рациях «Хезболлы» мощное взрывчатое вещество

Взорвавшиеся в Ливане рации, предположительно принадлежащие организации «Хезболла», были начинены мощным взрывчатым веществом пентаэритриттетранитратом (PETN), которое используется для снаряжения капсюлей-детонаторов, сообщили СМИ.

Лавров: США выдумывают по десять небылиц в день про Россию

Российская сторона обладает вооружением, применение которого может повлечь серьезные последствия для западных стран, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью телеканалу Sky News Arabia. Он также рассказал о фейках, которые распространяют страны Запада о России.

Мишустин утвердил список навязывающих нетрадиционные ценности стран

Перечень государств, навязывающих деструктивные неолиберальные идеологические установки, противоречащие традиционным российским духовно-нравственным ценностям, утвержден председателем правительства Михаилом Мишустиным.

РОЦИТ сообщил о жалобах на работу почтового сервиса Gmail от Google

Пользователи Gmail столкнулись с неполадками в работе сервиса, соответствующие жалобы начали поступать в Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Там порекомендовали сменить почтовый аккаунт Google, если он был использован для регистрации на «Госуслугах» или иных сервисах.

В Ирландии напомнили Западу о российской «Царь-бомбе»

В случае ядерной войны Россия может применить мощнейшую в истории человечества термоядерную «Царь-бомбу», эта мысль ужасает, заявил ирландский журналист Чей Боуз.

Медведев назначен главой комиссии Совбеза по комплектованию армии контрактниками

В Совете безопасности России сформирована межведомственная комиссия по комплектованию Вооруженных сил страны военнослужащими по контракту, соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.

CNN: У США не хватает вооружений для отправки Украине следующей партии

США намерены объявить о выделении Украине нового крупного пакета военной помощи на следующей неделе, однако отправка вооружений может быть отложена из-за истощения запасов на складах Пентагона, сообщили СМИ.

ВС России перерезали снабжение ВСУ по железной дороге на Покровск

Российские войска уничтожили мост, по которому проходила железная дорога в Покровск, что затруднило транспортировку украинских войск и боеприпасов, сообщает советник главы ДНР Игорь Кимаковский.

В Тбилиси призвали ЕС не шантажировать Грузию темой безвиза

Председатель комитета парламента Грузии по евроинтеграции Мака Бочоришвили призвала ЕС не шантажировать ее страну темой возможной отмены действующего с 2017 года либерального визового режима в качестве наказания за якобы отступление от демократии, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Бакальчука отпустили домой после стрельбы у офиса Wildberries

Владеющий 1% ООО «Вайлдберриз» Владислав Бакальчук, которого задержали по делу о стрельбе возле офиса Wildberries в центре Москвы, сообщил, что вернулся домой.

РПЦ поддержала исключение теории Дарвина из школьных учебников

Представители Русской православной церкви поддержали предложение об исключении теории эволюции Чарльза Дарвина из школьной программы.

Польша обвинила экс-адвоката Березовского в причастности к нападению на Волкова

Анатолий Блинов, бывший адвокат Бориса Березовского, обвиняется в руководстве нападением на Леонида Волкова (признан иноагентом, внесен в реестр террористов и экстремистов), которое произошло в марте в Вильнюсе, следует из слов пресс-секретаря Национальной прокуратуры Польши Пшемыслава Новака.
Мнения

Бахтияр Бабаджанов: Откуда у трудовых мигрантов в России тяга к исламу

Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.

Геворг Мирзаян: Зеленский сменил призрачный мир на бесконечную войну

Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.

Андрей Перла: Про Армению надо временно забыть

Последние заявления армянского премьер-министра ставят перед нами простой и важный вопрос: что России делать с Арменией? А может быть, вопрос еще проще: стоит ли вообще с ней что-то делать или пусть армяне разбираются с собой сами?
Вопрос дня

Зачем «Хезболле» нужны пейджеры?