Есть ряд явлений, в которых легко заметить нечто общее. Известная благотворительница доктор Лиза допустила какие-то высказывания, которые можно счесть благоприятными для правительства России; на «Снобе» и в социальных сетях немедленно явились публикации, разоблачающие ее как врага народа и провозглашающие анафему пред всем сонмищем либеральным. Скандал не только не утихает, но и усиливается.
С точки зрения политиста отказ от борьбы с его врагами есть непростительный компромисс с мировым злом
Некоторые украинские СМИ выдвигают резкие обвинения против Украинской православной церкви и требуют от нее определиться с тем, кого она поддерживает в текущем конфликте.
На ряде ресурсов (например, на «Немецкой волне») появляются материалы с обвинениями в адрес Русской православной церкви. Что общего у всех этих случаев? То, что можно было бы назвать «ересью политизма» – подчинение всех моральных и религиозных суждений требованиям политики.
Это отождествление определенной политической силы с Добром с большой буквы; Добром, которому всякий честный человек должен присягнуть и служить – если не приносить ради него тяжкие жертвы, то по крайней мере сердцем веровать и устами исповедовать – вот мировое добро, те, кто противятся ему – на стороне зла, или, как еще говорят, «на неправильной стороне истории».
В рамках этого отождествления любой человек, который не присягнул мировому добру, – нечестивец, тот, кто, присягнув, затем выказывает какие-то сомнения и колебания – еще хуже, отступник.
Это в определенном смысле религиозный феномен. Протестантский теолог Пауль Тиллих определял религию как «предельную заботу», то, что для человека является самым важным в жизни. Это определение критиковали за то, что под него подпадает масса нерелигиозных явлений – различные идеологии, например, или страсть к деньгам, или горячее увлечение спортом, что-то еще в этом роде.
Но такой взгляд на религию, в общем-то, согласен с Писанием – святой апостол Павел, например, пишет о людях, бог которых – чрево. Для многих людей предельной заботой является политика – надежду на осмысленность и оправдание своей жизни они видят именно в том, что поддерживают политически правильную сторону.
В нормальном случае политика – это деятельность по обеспечению своих интересов; политики обещают позаботиться о нуждах электората, электорат (в меру своего к ним доверия) голосует. Для человека, превратившего политику в «предельную заботу», интересы уходят далеко на второй план – напротив, он готов жертвовать своими интересами ради некой высшей цели.
Если для христианина цель и смысл его жизни, его оправдание и надежда находятся в Господе нашем Иисусе Христе, то для человека, увлеченного политикой, – в его политической приверженности; само имя Христово если и упоминается, то безусловно подчиняется служению политике.
Плакат, на котором изображен Христос, держащий в одной руке булыжник, а в другой – бутылку с горючей смесью, кощунственен для христианина, но совершенно естественен для политиста (назовем так человека, для которого важнее всего его политическая позиция). Чем еще заниматься Христу в его картине мира, как не метать камни в его врагов?
Такой человек оказывается глубоко оскорблен, когда церковь говорит о том, что в ней есть место и для него, и для людей противных ему политических взглядов – как был бы оскорблен верный христианин, если бы какое-то сообщество уверяло бы его, что в нем есть место и верным христианам, и сознательным дьяволопоклонникам.
Для него есть абсолютное, космическое добро – сторона, которую он поддерживает, и не менее абсолютное и космическое зло – сторона, против которой он выступает. Сесть за один стол с человеком других политических взглядов – акт отступничества, примерно такой же ужасный, как для христианина принять участие даже не в языческом, а в сатанинском действе.
Если в обычном случае политика – это искусство компромиссов, трезвого соотнесения своих интересов и своих возможностей, то для политиста это – битва добра и зла, в которой компромиссов и соглашений быть не может, потому что нельзя же идти на компромиссы с дьяволом.
С точки зрения политиста отказ от борьбы с его врагами есть непростительный компромисс со злом, попытка быть «над схваткой» лицемерна, да и просто невозможна – если вы не поддерживаете сторону добра (то есть его), вы неизбежно на стороне зла. Миротворчество невозможно и даже аморально – политический противник в картине мира политиста есть дьявол, воплощение зла, нельзя говорить о примирении с дьяволом.
Разумеется, именно в силу того, что политист выступает на стороне космического добра против космического зла, он свободен от любых моральных ограничений. Какие моральные обязательства, в самом деле, могут быть у него по отношению к мировому злу?
В борьбе со злом любые средства хороши и любые союзники приемлемы. Объявить часть сограждан вредными насекомыми, подлежащими уничтожению – совершенно обычное дело, не вызывающее никаких протестов.
Человек, который, как доктор Лиза, имеет сложившийся моральный авторитет, но при этом уклоняется от поддержки «правильной» стороны, создает напряжение в этой тоталитарной картине мира. Человек политически неправильных воззрений обязан быть негодяем. Не имеет права не быть. Поэтому, чтобы спасти свой мир, политисты вынуждены объявить доктора Лизу негодяйкой.Ведь иначе пришлось бы признать, что нравственный облик человека очень косвенно связан с его политическими пристрастиями. На политически правильной стороне могут находиться законченные мерзавцы, на политически неправильной – хорошие люди. А это ломает всю картину мира. Но, может, ее и стоит сломать?
Может быть, права как раз церковь, которая учит, что покаяние и вера, хранение заповедей и молитва, таинства и пребывание в общении с каноническим епископатом важнее, чем любые политические разборки? Пройдет не очень много времени, и политическая обстановка опять изменится; правое дело, за которое люди так сражались, в очередной раз окажется чем-то пустым и ложным. Что останется?
Останутся добрые дела, сделанные по отношению к конкретным людям. Останется вера и терпение, проявленные перед лицом давления и нападок.
Источник: «Радонеж»