Почитал беседы граждан по поводу киевских беспорядков, которые многим мечтается устроить и в Москве, да «кр. режим» не дает, и подумал вот о чем. Человек, недовольный текущим положением дел в своей жизни, да и в общественной тоже, может ставить два вопроса: либо «кто виноват», либо «что делать». Они означают две малосовместимые реакции на проблему.
Если человек, к примеру, беден, он может подумать над тем, как в реалистичных пределах поправить дело. Освоить другую профессию, сменить место работы. Он может думать не о том, что делать, а о том, кто виноват. Кто-то же должен быть виноват, и желательно не он. «Кто виноват в том, что я недоволен моей жизнью, и кому надо по этому поводу вломить?»
Человек, который задается вопросом «что делать», не обязательно преуспеет – да, жизнь несправедлива. Но реальные шансы поправить дело у него есть. Знаю, скажем, бодрых пенсионерок, которые носки вяжут, пирожки пекут и вообще не унывают. Знаю почти слепого человека, который преподает, радиовещает и вообще преуспел в этой жизни – при том, что он инвалид по зрению. Гарантий нет, но попробовать стоит.
Человек, который задается вопросом «кто виноват» и «какие проклятые гады лишили меня той жизни, которую я хочу», может действовать двояко. Он может оценить соотношение сил между всемирным заговором и бедным им и сидеть плакать и ворчать. «Это бесполезно! Они там все одна шайка! Все суды под контролем содомитской мафии! Выпьем, братуха, за нашу загубленную козлами жизнь!»
При этом бедный он будет глубоко страдать от того, что не может встать и прямо врезать козлам-лишившим-его-всего по их наглым козлиным мордам. Следует ожидать, что его жизнь от этого не улучшится. Нытье, ворчание и бессильные проклятия – это не способ улучшить свою жизнь.
Но он может наконец собрать свое мужество в кулак и пойти бить гадов. Это будет момент славы, и будет он Великий Воин и Храброе Сердце. Спартак, Уоллес, Че Гевара и разные прочие праведные шахиды. Гром победы будет раздаваться, и человек будет упиваться ощущением силы и достоинства – наконец он разогнулся, наконец он встал и показал козлам-лишившим-его-всего! Это вам не водка – это пьянит по-настоящему.
Скажите человеку в этот момент, что видите его борьбу с козлами под несколько другим углом – и он возненавидит вас до конца ваших дней.Однако в качестве способа улучшить свою жизнь это тоже работает плохо. Оказывается, козлы тоже дерутся – о, проклятые козлы! Всю жизнь загубили, еще и дерутся! Но даже если козлов успешно замочить – иногда людей, виновных в том, что бедные мы живем плохо, вполне себе замочить удавалось – к улучшению жизни это почему-то не приводит. К умножению зла и страдания – приводит. Как сказал великий украинский драматург, «жить стало лучше, стало веселее... теперь жить стало – просто за[мечательно]».
Некоторое время назад по Сети ходила речь какого-то испанского евродепутата, который ругался на прибалтов – мол, мы, (западно)европейцы, рациональны, а у вас крыша без конца горит. Обижал, значит, бедных родственников.
Но рационально – это значит не «кто виноват», а «что делать». Как улучшить свою жизнь и жизнь своих ближних, начиная со своей семьи. Не умножая зло и насилие в мире, а умножая мир и доверие.
Нет! Мы козлов пойдем бить! Непременно бить козлов! Ну что на это сказать... Жизнь ваша от этого не улучшится.
Источник: Блог Сергея Худиева