Мнения

Сергей Худиев
публицист, богослов

Стоит ли доверять людям?

14 января 2014, 16:40

Фото: foma.ru

В Сети довольно часто пишут о том, что одна из проблем нашего общества – разобщенность и низкий уровень взаимного доверия. Люди почти не способны к кооперации в самых разных областях: в политике, в экономике, в отстаивании своих прав или какого-нибудь дела, которое они считают справедливым.

На этом фоне возникает тоска по сильному лидеру, который придет и всех накажет

Недавно одна иностранка, долгое время прожившая в России, написала обидное письмо, в котором жаловалась на «русскую паранойю» – склонность людей смотреть на первого встречного с недоверием и страхом. Увы, в чем-то она права – я наблюдаю похожее явление в русском интернете.

Мне кажется, это не столько социальная или психологическая, сколько духовная проблема. Снова и снова я вижу, как люди выражают уверенность в том, что кругом мерзавцы и бедные мы ничего не можем с этим поделать. Правители – воры, полицейские – бандиты, судьи – взяточники, народ – быдло.

Причем так же уныло дела обстоят и в церкви: миряне – обрядоверы, священники – требоисполнители, епископы – это уж лучше лишний раз не говорить, кто.

Как же на все это реагировать честному человеку? Бороться со злом, объединяться с ближними, выводить негодяев на чистую воду? Нет, ведь такая деятельность имеет смысл, когда большинство людей – честные люди. Простые граждане порицают злодеев, полиция их ловит, суды их судят. Если все кругом – мерзавцы, подлецы, пособники негодяев, ну, в самом лучшем случае, трусы и приспособленцы, то никакая деятельность по обузданию злодеев невозможна в принципе.

Тут бедным нам остается только два пути борьбы, которые ничуть не исключают друг друга. Это нытье и ворчание. Ну и непрестанное исповедание веры в то, какие гады у нас все, начиная от полицейских и кончая епископами.

В самом деле, если страна и любые сообщества внутри ее, и церковь в частности, состоят из закоренелых негодяев, никакая реальная деятельность по решению каких-то проблем невозможна. Вам просто не с кем объединяться ради этой цели. Нет ни дверей, в которые вы могли бы постучаться, ни рук, которые вы могли бы пожать.

foma.ru" alt="Фото: foma.ru">

На этом фоне возникает тоска по сильному лидеру, который придет и всех накажет – товарищу Сталину, или, в других постсоветских странах, каким-нибудь местным головорезам. Такой сильный лидер установит порядок, который как-то обойдется без необходимости одних свободных людей сотрудничать с другими свободными людьми. Потому что такое сотрудничество требует доверия, а доверия как раз нет. Все кругом мерзавцы, люди, занимающие хоть какие-то властные позиции – особенно.

Почему это духовная проблема?

Потому что то, как вы смотрите на ближнего – это всегда духовный вопрос. Хотя это и могло бы быть интересной проблемой для психолога или социолога: как человек по умолчанию склонен воспринимать других. Тут возможны три варианта:

а) Большинство других людей хуже меня – мне следует ожидать от них гадостей и подлостей, которых я никогда не стал бы делать, но вот они сделают запросто, и в интерпретации их слов и действий следует исходить из этого; приличные люди вроде меня – скорее редкость.

б) Большинство других людей, скорее всего, будут поступать не хуже меня; люди вроде меня – скорее обычны. Они могут грешить и ошибаться, как я, но негодяи, которые станут делать то, что я никогда не стал бы делать, скорее редкость.

в) Большинство людей лучше меня; они не станут делать и тех гадостей, на которые я вполне способен.

Социальный пессимизм и общественное недоверие – результат первой позиции. Я-то в целом приличный, честный, добрый человек, которому приходится жить среди подлецов и злыдней. Если я верующий – то я-то не обрядовер. Вообще я принадлежу к угнетенному меньшинству хороших людей среди моря моральных уродов.

Причем иногда случаются странные неожиданности: я соприкасаюсь с полицией, полицейские почему-то не пытают меня бутылками и даже не вымогают денег, а ведут себя очень вежливо и, похоже, добросовестно делают свою работу. Я попадаю на прием к чиновнику – и чиновник почему-то оказывается вовсе не сволочью. Я захожу в церковь, и меня охватывает странное чувство, что тут – народ Божий, а не обрядоверы и требоисполнители.

Но это списывается на некоторые исключения: этот полицейский, этот чиновник или люди в этом приходе – может, и приличные, но уж все остальные-то точно мерзавцы.

На аскетическом языке такое отношение к другим называется гордыней. На обычном языке оно называется глупостью.

Нет никаких оснований считать себя моральным уникумом на голову выше своих сограждан. Не глубокое смирение, а простой здравый смысл побуждает признать, что от большинства других людей следует ожидать того же, что и от меня. Грехов, ошибок, глупостей, на которые я и сам вполне способен. Черные злодеи встречаются не так часто. Вполне разумно видеть в ближнем в целом честного и благонамеренного человека. Это и значит – доверять.

Часто говорят, что церковь – не заповедник святых. Это так – члены церкви не десантируются из рая, они приходят из мира. Но при этом благоразумие и здравый смысл требует признавать, что я вряд ли превосхожу священноначалие в опыте и всех вообще – в святости. Заранее считать епископов церкви людьми намного более дурными, чем я сам, нет оснований.

Да, другие люди – в обществе, в государстве и в церкви – могут грешить, ошибаться и делать глупости, как и я. Но стоит исходить из того, что чаще всего мы имеем дело с обычными, в целом порядочными людьми.

Злодеи бывают, но единственная возможность прижать их – это доверять людям честным и действовать вместе с ними. Перестать считать других заведомо хуже себя – необходимый шаг к установлению доверия.

Источник: Журнал «Фома»

Вам может быть интересно

США заявили, что в 2022 году видели риск применения Россией ядерного оружия
Темы дня

У России появился свой Голливуд

Президент Владимир Путин принял участие в открытии первой очереди кинопарка «Москино», который станет главной площадкой создаваемого Московского кинокластера и составит конкуренцию Голливуду. Уже сейчас здесь одновременно снимаются десятки фильмов. За год появилось около 50 разных кинопроектов, в том числе об СВО. По мнению экспертов, кинопарк важен для развития всего отечественного кинематографа.

Новый глава МИД Украины силен своей особенной наглостью

Смена министра иностранных дел понадобилась киевскому режиму для нескольких целей, среди которых – укрепление личной власти Владимира Зеленского и необходимость более агрессивного лоббирования военных поставок для Украины. В этом плане Андрей Сибига стал идеальным кандидатом: особенная наглость сочетается в нем с особенной русофобией.

«Ахмат» ликвидировал захвативших пленных в Курской области две группы ВСУ

Bloomberg: Запад обеспокоен отступлением ВСУ из Курской области

Су-34 разнес украинские резервы в Курской области авиабомбой с УМПК

Новости

Маск cчел безумием закон о тюрьме за «неправильное» название трансгендеров

Миллиардер Илон Маск раскритиковал идею о тюремных сроках за «неправильное» гендерное обозначение человека, говоря о новом шотландском законе.

Во Франции назвали две катастрофы Зеленского

У украинского президента Владимира Зеленского происходят две катастрофы одновременно: одна связана с внутренней политикой, другая – с провалом на фронте, заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Группа ВСУ попала в окружение на Покровском направлении

Подразделения вооруженных сил Украины могли оказаться в окружении между населенными пунктами Лысовка и Желанное на Покровском (Красноармейском) направлении, сообщили украинские СМИ.

Сенатор Грэм заявил о помощи Зеленскому в обмен на украинские полезные ископаемые

Американский сенатор Линдси Грэм (в списке террористов и экстремистов в России) встретился с украинским президентом Владимиром Зеленским и заявил, что украинцы сидят на земле ценой в 1 трлн долларов, которая будет полезна для экономики США.

Иран захотел перенести столицу на побережье Персидского залива

Необходимо перенести столицу Ирана из Тегерана на побережье Персидского залива, заявил президент страны Масуд Пезешкиан.

Преподавателя из Бауманки арестовали по делу о разжигании ненависти

Преподаватель МГТУ имени Баумана Александр Нестеренко помещен под стражу по делу о пропаганде ненависти и вражды, соответствующее решение вынес Чертановский суд Москвы.

Военкор Сладков рассказал об уголовном деле против него

Военный корреспондент Александр Сладков заявил, что Главная военная прокуратура открывала против него уголовное дело о дискредитации Вооруженных сил России.

Отставной полковник СБУ Стариков предсказал обвал фронта ВСУ в Донбассе

Российские военные развили успех у Красноармейска (Покровска) в ДНР, заявил отставной полковник СБУ Олег Стариков в интервью.

FQ: Конфликт на Украине подошел к переломному моменту

Российско-украинский конфликт достиг критической точки, когда ВСУ не смогут самостоятельно избежать поражения на поле боя, сообщило издание Fatto Quotidiano.

Массовая драка произошла на Кубани из-за девушки

У Дома Культуры в поселке Афипский из-за девушки произошел конфликт, который перерос в массовую драку, сообщила администрация Северского района Краснодарского края.

В российских регионах стартовал третий день выборов

В России начался завершающий день голосования на выборах в 49 регионах, первыми избирательные участки открылись для жителей Камчатского края и Чукотки.

Белый дом решил отправить Байдена в турне

Американский 81-летний президент Джозеф Байден в последние месяцы своего президентского срока намерен ездить по США с рассказами о своих достижениях, сообщил источник в Белом доме.
Мнения

Владимир Можегов: Американские выборы решат, быть ли мировой войне

Стратегия демократов кажется уже вполне ясной: продолжать заливать в уши американцам сироп, не давая прийти в сознание, и в атмосфере «шоу должно продолжаться» рисовать Камале «полный успех» до тех пор, пока выборы не окажутся в кармане.

Игорь Мальцев: Нормальные люди во всем мире так или иначе работают на Россию

Люди с нормальными убеждениями по всему миру так или иначе работают на Россию и этого нельзя стыдиться потому, что это исторический этап. Никакого страха и угрызений совести. Только так победим.

Игорь Караулов: Русскую культуру ждут мирные дела

Возможна ли иная, не потребительская культура мирного времени? Я полагаю, что да. Такой культурой могла бы стать культура созидания. У нас в России есть много мирных дел. Наша страна – это огромная мастерская, которая ждет работников. Место русского человека – не в вишневом садочке, а на просторах, где реализуются большие проекты.
Вопрос дня

Что такое режим ЧС федерального характера и зачем его вводят