В нашем славянском характере, вероятно, природой заложено решать все вопросы мордобоем. Если свадьба, то обязательно с дракой. Любой праздник – кто-то с кем-то должен выяснять отношения.
Теперь, спустя годы, мы наблюдаем, как Багдад и Москва уверенно наращивают уровень сотрудничества
Когда читаешь на страницах ряда СМИ призывы к решительному военному вмешательству в сирийские дела, то невольно вспоминаешь об этой особенности нашего менталитета. Но очевидно, что в современном мире многие вопросы эффективно можно решить не при помощи кулаков, как это делает Вашингтон, а используя интеллект и механизмы дипломатии.
Приведу пример с Ираком. В 2003 году американский президент Джордж Буш-младший, как известно, наплевал на мнение мирового сообщества и оккупировал страну. Тогда все говорили о поражении Кремля и предрекали вытеснение российских компаний с Ближнего Востока.
Теперь, спустя годы, мы наблюдаем, как Багдад и Москва уверенно наращивают уровень сотрудничества. Российская компания «Лукойл» заключила договор на разработку в Ираке новых месторождений, в том числе второго по величине – «Западная Курна-2». Всего россияне уже получили 15% всех контрактов на добычу углеводородов в стране.
Сумма последней сделки на поставку вооружений Багдаду (вертолеты Ми-28Н и ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1») – 4,3 млрд долларов. Сейчас идут переговоры о поставках новых партий оружия. Газпром успешно налаживает сотрудничество с иракским Курдистаном. Этих успехов Москва добилась, в отличие от Вашингтона не выпустив ни единой ракеты, не сбросив ни одной бомбы – исключительно за счет точного анализа ситуации и умелых действий дипломатов.
И другой пример. В 1950–1970-х годах в отношениях с Египтом СССР руководствовался идеями «социалистического братства». Предоставлял беспроцентные займы, поставлял на безвозмездной основе оружие, помог построить Асуанскую плотину. 20 тысяч советских военных проливали свою кровь, защищая страну от агрессии Израиля. Небо Египта прикрывали наши 135-й истребительный полк, 35-я отдельная эскадрилья и 18-я дивизия ПВО.
Советский Союз отстаивал союзника на международной арене. Пошел на полный разрыв с Израилем в знак солидарности с египетским народом.
Чем отблагодарил Каир, известно – президент Анвар Садат прагматично променял союз с СССР на дружбу с Вашингтоном и Тель-Авивом. Москва же осталась ни с чем.
Кто поручится, что Башар Асад в случае победы не пойдет со временем по пути Садата?
Выдающийся российский филолог Александр Панченко заметил, что Россия – страна крайностей. Если уж святые – так Святые! Если злодеи – так Злодеи! Патриотизм превращается в нетерпимость и фальшь. Либерализм – в анархию и предательство интересов страны. Радость победы кружит голову. Даже небольшая неудача ведет к умалению собственных достоинств и самобичеванию.
Очевидно, главный урок сирийской драмы заключается в том, что мы должны перестать оценивать события с точки зрения эмоций. Пора начать осмысливать происходящее категориями здравого смысла и собственной выгоды. Пришло время использовать для достижения поставленных целей холодный и прагматичный расчет, делать ставку на искусство дипломатии.
Абсолютно ясно, что с падением Дамаска великая российская история не прекратится. НАТО не окажется у стен Москвы. Россия и дальше будет отстаивать свои экономические интересы на Ближнем Востоке.
Да, могут быть отдельные трудности на Кавказе. Да, возможно, усилится антироссийская риторика на Западе и в странах ближнего зарубежья. Использовать сложности Москвы в своих целях попробуют украинское панство и среднеазиатские князьки. В антироссийские акции опять может быть вовлечена Грузия.
Но все это Россия проходила.
В конце концов, и не такие испытания выдерживала.