На прошлой неделе любознательные журналисты открыли на Псковском туристическом портале «Памятку туриста», состоящую из 10 пунктов обязательной псковской турпрограммы. Первый же пункт гласит: «Пройтись вдоль стен самой длинной крепости в Европе и загадать желание, стоя под мечом князя Довмонта в Псковском Кремле».
Самое смешное, что легенда о мече Довмонта гораздо интереснее новой городской легенды
Проницательные читатели ПЛН тут же поправили разработчиков памятки: единственный меч в Псковском Кремле, под которым можно что-то там загадать, является частью кованой композиции, которую знаменитый псковский архитектор-реставратор, художник и кузнец Всеволод Смирнов создал к 730-летию победы Александра Невского в Ледовом побоище на Чудском озере (эту дату отмечали в 1972 году). Это не меч Довмонта, это скорее уж меч Александра Невского, на внучке которого Довмонт был женат.
Обширное цитирование памятки в псковских СМИ ни к чему не привело: ее первый пункт так никто и не поправил. То ли разработчики не заметили критики, то ли эпоха у нас нынче такая легкая: да мало ли что там висит на самом деле, турист хочет видеть в Довмонтовом городе Довмонтов меч! Словенские ключи, небось, тоже не минеральные источники, а турист по наводке экскурсоводов той водичкой успешно лечится, попутно обретая успех в любви и богатство. Поэтому не надо занудствовать, не надо возмущаться ошибкой! Проще надо быть, и туристы к нам потянутся...
А не та ли эта простота, что хуже воровства? Самое смешное, что легенда о мече Довмонта гораздо интереснее вот этой новой городской легенды. Ведь меч есть! Он хранится в Псковском музее-заповеднике (адрес которого отсутствует в памятке туриста, видимо, чтобы не грузить его лишней информацией). Может быть, и не тот меч, который принадлежал самому популярному псковскому князю, но точно оружие «той эпохи». И согласно псковской легенде, пока меч хранится в Пскове, город никогда не падет перед врагом.
За всю известную историю наблюдений меч Довмонта вывозили из Пскова трижды. Первый раз во время Великой Отечественной войны: легендарное оружие успели спасти, но враг занял город... Затем в 2004 году его чуть было не увезли в Швецию для участия в выставке, но довезли лишь до Москвы и под давлением общественности вернули. Однако легенда гласит, что тот, при ком меч покинул город, потеряет власть и сам покинет Псков. В 2004 году губернатор Евгений Михайлов, при котором случилось отлучение меча, проиграл выборы Михаилу Кузнецову. Сам Михаил Варфоломеевич был (и, думается, остается) чужд всяческим предрассудкам, мифам и легендам. Поэтому при нем в 2008 году меч Довмонта отправили в Москву на выставку «Следы минувшего в отечественной истории» в Государственном историческом музее. Отправили, несмотря на все протесты общественности, а они были – открытое письмо тогда подписали 80 человек. Впрочем, через два месяца, в апреле 2008 года, меч вернулся в Псков в целости и сохранности, музейщики успокаивали всех взволнованных тем, что обращались в столице с нашей реликвией очень хорошо. Да и чего волноваться-то? Эстония, что ли, на нас нападет? Но не прошло и года, точнее, прошел ровно год – и Михаил Кузнецов в феврале 2009 года отправился в отставку... Ну правда же забавная история? А то все желания, желания...
Вспоминая псковские легенды, наткнулась на Youtube на программу с аналогичным названием одного богопротивного телеканала, по которому сутками идут всякие соревнования экстрасенсов, вампирские саги и прочая бытовая магия. Программа была посвящена Пскову, а конкретно – Гремячей башне. Там вспомнили все: и тень князя, и хранящуюся в подземельях вместе с бочками золота зачарованную девицу, и даже регулярные явления псковичам неизвестного мне монаха Гавриила (по той визуализации, которую сделали авторы программы, монаха явно не православного, но не будем придираться, не будем занудствовать). Живенько так, да. Одно поразило в самое сердце: лучше всех, интереснее всех о легендах Гремячей башни рассказывал этому экстрасенсорному телевидению некий «краевед Валерий Кононов», как две капли воды похожий на Игоря Лагунина – руководителя псковского представительства «Российской ассоциации реставраторов». Мистика какая-то, мистика! К тому же каким-то шестым чувством угадывается, что речь «краеведа» выдрана из большого и значимого контекста, вполне возможно, что из рассказа о Псковском Кремле... Но будем проще, что нам еще остается.
Когда она вообще началась – эта эпоха упрощений, уплощений, какой-то новой русской одинаковости? Может быть, пару лет назад, когда мы все рассматривали картинки, обещавшие блестящее будущее псковскому туристическому кластеру, и какое-то время были даже довольны? Потому что та же пешеходная зона на улице Пушкина получалась «не хуже, чем у людей».
Владивосток или Тверь, Витебск или Брест – везде примерно то же самое: променад, скамейки, маленькие забавные памятники, которых, по мнению многих, так не хватает слишком серьезной, слишком историчной, слишком академичной псковской городской среде. И только у тех, кто вечно критикует («я сам, брат, из этих»), вырывалось вечное же бурчание: да что это за «третья улица строителей», что это за типовые проекты, благодаря которым турист не в раз вспомнит, в каком он городе пребывает? Но многие же, повторимся, были премного довольны, потому что, поглядывая на ближних и дальних соседей, давно хотели такого же. И даже не «с перламутровыми пуговицами», а точно такого же.
Или началось это в еще дореконструкционный период – с отчаянного заимствования всяческих симпатичных традиций, подсмотренных в Петербурге, или в Прибалтике, или в еще более Западной Европе, куда псковичи начали доезжать? Вспомнить хотя бы свадебные замки, которыми молодожены начали увешивать ограду у Ольгинской часовни и перила Троицкого моста. Или тертый студентами Вольного института нос Сибелиуса – маленький успокоительный ритуал, суливший удачу при сдаче экзаменов. А когда лет пять-шесть назад встал вопрос о памятнике десантному братству на «четырех углах», много разъезжающий по миру сенатор от Псковской области Михаил Маргелов, внук легендарного деда, ненавязчиво намекал, что этот памятник не обязательно должен быть патриотично-помпезным. А вот, скажем, дембель, присевший на скамеечку у фонтана? Ведь это могло бы стать новой псковской традицией: прийти к дембелю и... Не знаю, что можно было бы сделать с новым памятником в рамках новой традиции: пожать ему руку, загадывая желание?
Все новые городские легенды-традиции по всей Руси великой так или иначе связаны вот с этим: где-то постоять, за что-то подержаться, что-то потереть, непременно загадав желание. И чтоб без немодного многословия или, упаси бог, исторических фактов. Проще, легче, веселее! И не хуже, чем у людей...
Источник: «Псковская лента новостей»