Мнения

Инна Криксунова
журналист, автор книг нон-фикшн

«Пусть подадут пример»

2 октября 2013, 17:47

Фото: из личного архива

Раньше дети начинали сами ходить в школу уже с первого-второго класса. Мы отпускали их на улицу, не боясь, что с ними что-то случится. Но в 90-х годах на российских улицах начался беспредел.

Как только дети выходят из школы, они сталкиваются с тем, что взрослые дяденьки, сидящие за рулем, далеко не всегда соблюдают правила, которым их учили на уроках

Почти каждый день мы слышим о происшествиях на дорогах со смертельным исходом. Вот и боятся родители отпускать своих чад одних на улицу, водят их за ручку чуть ли не до подросткового возраста. В Европе все иначе.

Бывая в Германии, я вижу, что едва ты подходишь к «зебре», то водители уже издали начинают притормаживать, чтобы культурно тебя пропустить. Ты спокойно переходишь улицу, и только после того как ступишь на тротуар, они продолжают движение.

Зато в Италии водители, хотя и тормозят на «зебре», но сразу начинают движение, как только ты пройдешь мимо их машины. Чуть ли не задевая твой зад, едут дальше. Разная ментальность.

О наших водителях я уже не говорю! Переходя улицу, мы не чувствуем себя полностью в безопасности. Приходится каждый раз крутить головой направо-налево, внимательно следя за ситуацией.

Питерские водители лишь недавно стали уступать дорогу на «зебре», да и то не всегда. Что толку, что один из них остановится и пропустит тебя, зато другой мчится по соседней полосе и не собирается тормозить. Если пойдешь через улицу, рискуешь оказаться под колесами.

Спрашивается, как после этого можно отпустить ребенка одного на улицу? Ну и что, что в школе он изучает правила дорожного движения, где учительница рассказывает, как нужно переходить дорогу?

Как только дети выходят из школы, они сталкиваются с тем, что взрослые дяденьки, сидящие за рулем, далеко не всегда соблюдают правила, которым их учили на уроках. Поэтому родители и провожают детей в школу вплоть до пятого класса. Их можно понять: здоровье и жизнь ребенка превыше всего.

Статистика приводит в шок. Каждый год на российских дорогах погибает такое количество людей, которое сопоставимо с населением большого города. По данным ГИБДД, в 2012 году число людей, погибших в результате ДТП, составило 203 597 человек. Эта цифра соответствует населению таких городов, как Астрахань или Ярославль.

Еще больше остается раненых и искалеченных. В 2012 году их было 258 618 человек. В 2012 году стало меньше аварий по вине пешеходов. А вот количество автокатастроф, произошедших по вине пьяных водителей, наоборот, возросло.

В июле Госдума приняла закон об ужесточении санкций за нарушения ПДД. Народ обеими руками голосует за жесткие меры. Согласно результатам опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), проведенного в конце 2012 года, 60% его участников одобряют лишение водительских прав на 3–5 лет и штраф в 50 000 рублей за вождение в нетрезвом виде.

Почти половина россиян (52%) полагают, что пьяных водителей, по вине которых погибли люди, нужно сажать в тюрьму на 20 лет. 49% участников опроса поддерживают новую норму в законодательстве о нулевом содержании алкоголя в крови.

Агрессивный (чтобы не сказать хамский) стиль вождения, принятый у многих наших водителей, как в зеркале, отражает нравы, царящие в нашем обществе.

Правила и законы нарушают все! Прежде всего их нарушают сами водители, когда садятся пьяными за руль, дают управлять машиной друзьям, не имеющим прав, или возят детей без специального кресла.

Нарушения допускают пассажиры, когда, находясь в автомобиле, не пристегиваются ремнями безопасности. Правила не соблюдают пешеходы, когда перебегают улицу на красный свет или в неположенном месте.

Правила дорожного движения нарушают родители. И делают это при детях! Многие из нас видели, как ребенок стоит и ждет зеленый свет (ведь так учили в школе), а мать тащит его через улицу, ей, видите ли, некогда.

Закон нарушают работники ГИБДД, когда за взятку выдают справку о прохождении техосмотра, притом что машина находится в неисправном состоянии.

Закон преступают дорожные инспекторы, когда за взятку отпускают нарушителя, чтобы он ехал дальше и привыкал к безнаказанности.

Преступление совершают сотрудники ГИБДД, когда за деньги продают права.

Нарушают все. Так откуда же у нас возьмется безопасное вождение?..

Специалисты называют причины, по которым положение на российских дорогах стало ужасающим (об этом говорят цифры).

«Хаос на дорогах вызывает каста неприкасаемых, в которую входят владельцы «мигалок» и «корочек», – говорит председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Пока на дорогах не будет искоренен целый класс безнаказанных, ни о какой культуре вождения не может быть и речи. С этого и надо начинать.

Пусть наши правоохранители, наше чиновничество подадут пример. Но нет, ежедневно мы получаем новости о том, что такой-то прокурор сбил пешехода и отвертелся от наказания. Культура не может зародиться в том правовом хаосе, который создается неприкасаемыми».

«В нашем обществе не приветствуется вежливость, для нее не создается никаких условий, – считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Когда русский приезжает за границу, он ведет себя вежливо, как все, поскольку ему некомфортно быть белой вороной. А после возвращения в родные пенаты он снова стремится слиться с толпой и теряет всю вежливость.

Русскому человеку никто и никогда не прививал культуру. А собственный автомобиль еще сильнее развращает людей, он дает человеку ощущение защищенности. Ситуация на дорогах ярко иллюстрирует истинное положение нашего общества».

«Не отработана система неотвратимости наказаний, – добавляет старший инспектор ОГИБДД САО майор милиции Андрей Адуйский. – Необходимо введение единой базы данных по всей России. Также необходим механизм, обеспечивающий оплату выписанных штрафов, например: запрет выполнения каких-либо регистрационных действий лицам, имеющим непогашенные задолженности».

Чтобы искоренить или хотя бы уменьшить смертность на дорогах, надо начать с изменения российской ментальности. Предстоит искоренить коррупцию, прививать уважение к личности, воспитывать культуру отношения людей друг к другу.

Необходимо разработать и внедрить государственную программу, направленную на достижение этой цели. Только тогда можно надеяться, что положение изменится.

Кстати, не надо думать, что на Западе все водители родились белыми и пушистыми. Культуру вождения им прививали путем жестких мер наказания. В большинстве стран езда в нетрезвом виде сурово карается. И это действует!

Так, например, в Германии за пьяное вождение наказывают штрафом в 500 евро и лишением прав на месяц. При втором нарушении штраф составляет 1000 евро, а права отбирают на три месяца. При третьем нарушении штраф равен 1500 евро и на три месяца лишают прав.

В Латвии у пьяного водителя забирают на год не только водительские права, но также право на ношение оружия и разрешение на охоту. Также ему выписывают штраф (примерно 640 евро) и конфискуют машину до тех пор, пока нарушитель не оплатит наложенное взыскание.

В некоторых странах штраф рассчитывается, исходя из ежемесячного дохода нарушителя. Например, в Финляндии пьяного автомобилиста штрафуют на 15 окладов, в Швеции – на 40 окладов (а это равно зарплате более чем за три года!).

Особенно жестко наказывают пьяных водителей в Японии. Там был назначен самый крупный в истории штраф за аварию, в которой пострадали люди. Он составил 2 500 000 долларов.

Ну а если в ДТП, совершенном пьяным водителем, погибли люди, то это уже уголовное преступление. В развитых странах за него грозит тюремный срок, иногда пожизненный.

Культура вождения не возникает на пустом месте, ее планомерно воспитывают, используя строгие меры.

Так когда мы сможем отпускать наших детей одних переходить дорогу?..

Вам может быть интересно

Лавров заявил о неизлечимой «животной русофобии» элиты Финляндии
Темы дня

Попытка Европы дотянуться до «Турецкого потока» провалилась

Европа пытается добраться до единственного оставшегося газопровода, который качает газ из России. Речь идет о «Турецком потоке». Физически недружественным странам дотянуться до него тяжело, потому что сам газопровод не заходит на европейскую территорию, а морскую часть оберегает Анкара. Поэтому Европа пытается давить юридически. Как Венгрия и Турция помогли управляющей компании «Турецкого потока» избежать ареста активов?

Что значит готовность Зеленского провести выборы президента Украины

Владимир Зеленский согласен провести президентские выборы на Украине. Это решение было принято под давлением Дональда Трампа, заявившего ранее об отсутствии в республике демократии из-за затянувшейся несменяемости власти. Тем не менее эксперты отмечают: неожиданные новости из Киева призваны стать маскировкой для сохранения у власти нынешнего руководства. За счет чего Зеленский пытается обмануть Трампа?

Москалькова осудила «удары в спину» командиру «Ахмата»

Рар объяснил призыв Маска расформировать Еврокомиссию

Умер автор «Аншлага» и «Голубых огоньков» Леонид Французов

Новости

Полиция начала розыск избившего инста-модель Таранову в Москве

Столичные правоохранители начали розыск жестоко избившего 33-летнюю российскую инста-модель из Краснодара Анжелику Таранову.

Лавров заявил о неизлечимой «животной русофобии» элиты Финляндии

Элита Финляндии демонстрирует «животную русофобию», от которой не помогли излечиться долгие десятилетия добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с РФ, заявил глава МИД России Сергей Лавров на правительственном часе в Совете Федерации.

Постпред Украины при ООН пообещал России «дырку от бублика»

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

В Грузии указали Евросоюзу на «бумеранг» внешнего вмешательства

Европейские бюрократы недовольно говорят о вмешательстве в дела Евросоюза со стороны США, хотя сами так себя ведут по отношению к Грузии, заявил первый заместитель председателя парламентской фракции правящей «Грузинской мечты» Леван Мачавариани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ВМС США решили ускорить постройку подлодок с помощью ИИ Palantir

Американский флот рассчитывает внедрить аналитику и искусственный интеллект Palantir для повышения скорости производства субмарин и устранения сбоев в поставках, пишет Bloomberg.

Лавров: Россия готова ответить на враждебность Европы

Россия готова ответить на любые враждебные действия Европы, включая размещение иностранных воинских контингентов на Украине и экспроприацию российских активов, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время выступления в Совете Федерации.

Казахстан решил перенаправить нефть в Китай из-за атак Украины

Поставки нефти с месторождения Кашаган частично направят в Китай на фоне последних атак на объекты Каспийского трубопроводного консорциума, сообщило Министерство энергетики Казахстана.

В Конгрессе США предложили выйти из НАТО

Американский конгрессмен-республиканец Томас Масси предложил вывести Соединённые Штаты из НАТО, зарегистрировав соответствующий законопроект под номером HR 6508.

В Судане при посадке на военной базе разбился Ил-76

В Судане при попытке посадки на военной авиабазе разбился транспортный самолет Ил-76, не выжил ни один из членов экипажа, передает агентство Франс Пресс со ссылкой на два военных источника.

Камеры с помощью ИИ начали выявлять новый вид нарушений на дорогах в Москве

В Москве дорожные камеры с искусственным интеллектом начали фиксировать неправильную остановку автомобилей, мешающих выезду с парковки или движению пешеходов, даже без запрещающих знаков или разметки, сообщили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы.

ВС России начали бои в центре Гуляйполя

Российские военные форсировали реку Гайчур и вступили в активные бои на центральных улицах Гуляйполя в Запорожской области, сообщил депутат законодательного собрания Запорожской области, участник специальной военной операции Сергей Юрченко.

Сеул выразил протест из-за полетов военной авиации России и Китая

Министерство обороны Южной Кореи выразило протест военным атташе России и Китая в Сеуле в связи с совместным воздушным патрулированием, прошедшим 9 декабря в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщило южнокорейское оборонное ведомство.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов