Зачем нам нужно ОБЖ? Помните такую аббревиатуру? Если вдруг не знаете – это «Основы безопасности жизнедеятельности».
Больше всего четверок? Ну, пусть и по ОБЖ тоже «хорошо» будет
Дисциплину в России преподают в школе и даже в некоторых вузах с начала 90-х годов по инициативе Министерства образования и Госкомитета по делам гражданской обороны (если интересно – почитайте об истории вопроса по ссылке).
Предмет нужен, видимо, для того, чтобы люди жили безопаснее и были во всех смыслах более подготовленными к экстремальным ситуациям. А готовиться, увы, есть к чему. Вот, посмотрим хотя бы статистику МЧС за 2012 год: техногенные катастрофы (их количество увеличилось на 80,77%), аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (на 200%)...
А нелепые трагические случаи, которые то и дело случаются с россиянами в результате незнания элементарной бытовой физики и химии? Страшными фотографиями и видеосюжетами наполнен весь интернет (есть даже целые ресурсы, которые на таком сомнительном, с этической точки зрения, контенте привлекают аудиторию). Мало кто из граждан может оказать первую медицинскую помощь, единицы умеют пользоваться огнетушителем.
В общем, думаю, что подавляющее большинство людей согласится со мной в том, что ОБЖ, по крайней мере, в теории, – очень важная дисциплина.
Другое дело, что мы имеем в реальности. Может быть так: преподает ОБЖ в школе чей-нибудь дедушка – военный пенсионер, перед уроком под смешки проводятся неуклюжие «построения» в коридоре, потом длинная (может быть, еще и нудным голосом!) лекция из серии, «что изучает предмет», на какие отрасли разделяется и т.п. Из практики – в лучшем случае пыльные (еще Брежнева видевшие) противогазы, которые надо за сколько-то там секунд надеть на пятерку... И это, кстати, далеко не самый плохой вариант. Могут же просто не найти преподавателя и оценки в журнале проставлять просто исходя из общей успеваемости. Больше всего четверок? Ну, пусть и по ОБЖ тоже «хорошо» будет. Могут быть еще какие-то сценарии, но суть останется одной и той же. О предмете ОБЖ всерьез задумываться не принято. Не «парятся» ни учителя, ни школьники, ни их родители.
В вузы его не сдают, а в остальном, вы и сами знаете, «пока гром не грянет»...
Как член Комиссии ОП по безопасности граждан я решил плотнее заняться данным вопросом.
И в этой связи имею целый ряд вопросов к своим читателям:
Как вам преподавали ОБЖ? Как, по-вашему, можно сделать уроки ОБЖ более продуктивными? Какого рода практику следует (и следует ли!) организовать в российских школах?
Буду также благодарен за мнение учителей, в частности, преподавателей ОБЖ, и оценки существующих учебных пособий.
Давайте вместе подумаем, как сделать школьников и студентов более компетентными в вопросах безопасности!
Источник: Сайт Общественной палаты РФ