Мнения

Екатерина Решетова
старший научный сотрудник, к.э.н. Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«Проблема всей России»

8 августа 2012, 11:30

Фото: из личного архива

Транспортная система не находится в состоянии полного бесконфликтного благоденствия ни в одном крупном городе мира. Даже в самых богатых и успешных из них с той или иной частотой наблюдаются заторы на дорогах и давки в общественном транспорте.

В Берлине пользоваться подземкой не брезгуют даже бизнесмены и высокопоставленные чиновники

Между тем многие развитые страны мира проблему «столкновения городов и автомобилей» успешно решают. Это стало возможно только в результате переосмысления роли личного и общественного транспорта и осознания не только профессионалами-транспортниками, но и политическими лидерами того факта, что использование автомобилей в городе, при всей своей индивидуальной и общественной полезности, сопряжено с гораздо более высокими индивидуальными и экологическими издержками, чем поездки на общественном транспорте. Так, приоритет в движении целиком отдан автобусам и троллейбусам во Франции и Германии. Полосы для общественного транспорта, к тому же отделенные бетонными барьерами, в Париже вынудили многих автомобилистов пересесть на автобусы и метро. А в Берлине пользоваться подземкой не брезгуют даже бизнесмены и высокопоставленные чиновники.

Задачей московской администрации с недавнего времени также является решение наболевшего вопроса борьбы с пробками посредством популяризации общественного транспорта.

В течение прошлого года Москва на европейский манер изрисовала дорожное полотно разметкой, гордо украшенной большой буквой А, – в рамках программы по реконструкции «вылетных» магистралей выделяется в общей сложности более 460 километров полос для автобусов-экспрессов и полуэкспрессов.

Однако ставшие визитной карточкой российской столицы пробки на дорогах никуда не делись, а московские автомобилисты по-прежнему предпочитают добираться до работы на личном автомобиле. И дело тут не только в том, что подвижной состав общественного транспорта не комфортный, маршруты составлены неудобно, расписания часто не соблюдаются (во многом способствуют задержкам турникеты, расположенные в салонах).

Для достижения цели оптимального перераспределения пассажиров между личным и общественным транспортом должны быть осуществлены основные меры транспортной политики по обоим возможным направлениям, желательно координированным образом.

Содействие использованию общественного транспорта:

– введение системы скоростных трамваев, легкого метро;

– увеличение комфортности общественного транспорта (климат-контроль, Wi-Fi);

– увеличение скорости обслуживания пассажиров имеющимися системами (выделение автобусных полос, введение новой системы валидаторов, позволяющих быстрее осуществлять посадку и высадку пассажиров, сокращение интервалов движения подвижного состава);

– снижение цен на проезд, организация единого билета;

– строительство новых станций и линий метро.

Дестимулирование поездок на личных автомобилях:

– повышение стоимости использования личных автомобилей (тарифы за парковку, за въезд в центральные и культурно-исторические части города, налоги на бензин, на покупку автомобилей);

– передача полос движения автомобилей общественному транспорту;

– сокращение количества парковочных мест в центрах городов.

В совокупности указанные меры будут способствовать как увеличению пассажиропотока на общественном транспорте, так и средней скорости перемещения людей по городу (вследствие того, что на дорогах станет свободнее).

К сожалению, власти Москвы ведут иррациональную политику, одновременно стимулируя использование как общественного, так и личного транспорта: с одной стороны, увеличивается пропускная способность магистралей Москвы как за счет реконструкции и расширения существующих трасс, так и строительства новых дорог-дублеров; ведется реконструкция и строительство параллельных линиям общественного транспорта участков автомобильных дорог, а с другой – предпринимаются меры по стимулированию использования общественного транспорта – строятся новые станции метрополитена, выделяются линии для проезда автобусов и троллейбусов.

Поясню еще один момент: между конверсией полосы движения – предоставления ее в пользу общественного транспорта (таким образом, пропускная способность дороги для личных автомобилей сокращается) и созданием дополнительной полосы движения (строительство дополнительных полос для общественного транспорта без сокращения полос движения для личного автотранспорта) существует огромная разница. Метод «конверсии полосы движения» улучшает условия движения общественного транспорта и сдерживает использование личных автомобилей. Метод «создания дополнительной полосы движения» поощряет интерес автовладельцев.

Другими словами, инвестиции направляются в две конкурирующие транспортные инфраструктуры. Этот факт подтверждается и распределением бюджетных затрат: 59,49% – в развитие автомобильных дорог, УДС и парковочного пространства против 38,9% – в  развитие общественного транспорта. Таким образом, несмотря на номинальные (политические) задачи реальный (инвестиционный) приоритет по-прежнему отдается дорожному строительству.

Для системного решения проблемы необходимо начинать сокращать автопользование посредством повышения стоимости использования личных автомобилей, ударно развивая общественный транспорт за счет конверсии полос движения, одновременно расширяя возможности пеших и велосипедных маршрутов. И самое главное – необходимо укоренить в широкой общественности осознание того, что автовладелец находится на последнем месте в ряду претендентов на городское пространство, так как его поведение не просто наименее эффективно и наиболее затратно, но и прямо опасно, вредно и разрушительно для общественных благ и пользы. Поэтому уличная сеть должна принадлежать пешеходам, общественному транспорту, велосипедистам и городским мобильным службам. И только если на улице останется место – полосам для автомобильного движения, при условии обязательной технически регулируемой и контролируемой ПДД обязанности уступать дорогу всем прочим участникам движения.

Конечно, ограничение движения транспортного потока с помощью специальных планировочных и инженерных решений всегда вызывает общественные дебаты. Группы, лоббирующие те или иные специальные интересы, а также некоторые масс-медиа выступают против внесения любых ограничений интересов автовладельцев. Но здесь стоит оглянуться на опыт лучших мировых практик, в рамках которых общей чертой обустройства городских центров является четкая «антиавтомобильная» направленность. Многие западные города сегодня начинают сокращать дорожную сеть, уничтожая в первую очередь транзитные эстакадные скоростные проезды, они уже осознали их губительность для городской среды. Проблема теперь в стоимости их разборки, поэтому возникают экзотические варианты использования – прогулочно-парковые пешеходные зоны, например, как в Сеуле, Нью-Йорке и Париже. В Париже сегодня снижают скорость проезда с помощью препятствий, системно сужают проезжую часть, главная автоэстакадная магистраль Жоржа Помпиду сужается на 25%, например, пешеходными делаются набережные. Зачем нам сегодня возводить то, что завтра придется мучительно разбирать?

Примеров решений по стимулированию развития общественного транспорта существует много. Развитие метрополитена – не единственный выход, так как в метро образуются свои «пробки» – на сегодня 41% линий – 125 км – перегружены в 1,1–1,3 раза, условия перевозки пассажиров в часы «пик» достигают 6,0 чел./кв. м при норме 4,5 чел./кв. м. В особенности это касается центральных узловых станций, пересечений радиальных и кольцевых станций, а также станций метро при московских авто- и железнодорожных вокзалах: они обслуживают максимальные пассажиропотоки и не имеют резерва для увеличения провозной способности. Результатом строительства новых конечных станций метро будут дополнительные десятки  тысяч пассажиров.

Метро непременно должно функционировать в контексте с другими рельсовыми системами: пригородно-городским железнодорожным сообщением и современными трамвайными линиями. По сравнению с метрополитеном, современный скоростной трамвай способен перевозить не намного меньше пассажиров (20–30 тыс./час против 60–70 на метрополитене). Однако стоимость строительства его новых линий примерно в 4 раза ниже, чем линий метро, а комфорт, надежность и скорость сообщения могут быть приближены к уровню метрополитена.

Одним из удачных примеров транспортного планирования можно считать начавшуюся реанимацию Московской окружной железной дороги, ранее используемой для грузоперевозок. Власти Москвы рассчитывают увеличить пассажирские перевозки железнодорожным транспортом внутри города к 2016 г. в 1,5 раза.

Одновременно стоит задуматься над оптимизацией пассажирского и автомобильного трафиков за счет факторов размещения рабочих мест и резидентного поведения домохозяйств. Согласно данным известного российского урбаниста А.И. Стрельникова, 38% всех рабочих мест, имеющихся в московской агломерации, сосредоточено на центральном пятачке, занимающем всего 6,5% номинальной городской территории. Эта невероятная концентрация рабочих мест вызывает мощнейшие маятниковые потоки (в центр – утром, из центра – вечером). Резидентная мобильность, то есть частота смены места жительства, происходящая обычно в связи со сменой места работы, способствует снижению дальности поездок горожан, суммарной транспортной работы, выполняемой в городе, а значит и снижению пассажирского и автомобильного трафиков.

Конечно, проблема большого притока людей в Москву – это проблема всей России, каждого региона, независимо от его расположения. Все рвутся работать в столицу, потому что только она дает много возможностей заработать любому гражданину. И транспортные проблемы должны сподвигнуть как раз наших влиятельных деятелей государства начать-таки развивать регионы не только в их пользу, но и в пользу столице. Тогда проблемы передвижения жителей Москвы в пределах своего города отчасти исчезнут сами.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Подавший сигнал тревоги самолет Москва – Оренбург успешно сел в Шереметьево
Темы дня

Россия отрезвит Макрона и Кэмерона ядерным оружием

Владимир Путин поручил начать подготовку учений ракетных соединений Южного военного округа, ВКС и сил ВМФ. Российские военные будут отрабатывать применение нестратегического ядерного оружия. Решение принято на фоне агрессивной риторики европейских лидеров о возможном вводе сухопутных войск стран НАТО на Украину и применении дальнобойного оружия для ударов по территории России. Смогут ли ядерные учения остудить пыл западных политиков?

Преодолена критическая зависимость от западных турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Российские войска освободили Соловьево в ДНР и Котляровку в Харьковской области

Актер из «Улиц разбитых фонарей» попал в ДТП в Петербурге

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

Стало известно о ликвидации именитого трио ВСУ

Российские войска в зоне СВО ликвидировали знаменитых украинских боевиков Александра Луковца с позывным «Броня», Оксану Демчук («Гуцулка») и Андрея Сидора («Малюк»), сообщил военкор Руслан Татаринов.

ВСУ безуспешно попытались вернуть позиции в районе Сватово

Подразделения ВСУ в минувшие выходные безуспешно попытались вернуть ранее утраченные позиции в районе Сватова ЛНР, силы России отбили атаки противника и заняли более выгодные рубежи, заявил военный эксперт Андрей Марочко.

На Украине сравнили российскую бомбу с землетрясением

Удар российской бомбы, сброшенной с самолета ВКС России, был сравним с землетрясением.

Мужчина попытался сбежать с Украины в женском платье

Украинские пограничники задержали 44-летнего мужчину, который пытался незаконно выехать из страны в Румынию, переодевшись в женщину.

Черноморский флот уничтожил пять катеров ВСУ у побережья Крыма

Силами Черноморского флота ВС России в районе северо-западного побережья Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ, сообщили в Министерстве обороны.

ЕС допустил удар Украины по Крымскому мосту «в рамках самообороны»

Евросоюз не исключает возможности нанесения Украиной удара по Крымскому мосту, рассматривая это в контексте права на самозащиту, заявил представитель Европейской службы внешних действий Петер Стано.

Путин на заключительной встрече поблагодарил уходящее правительство за работу

Президент России Владимир Путин провел заключительную встречу с действующим составом правительства, которое сложит полномочия 7 мая.

В Кремле объяснили объявление в розыск украинских политиков

МВД объявило в розыск украинских политиков – нынешнего президента Владимира Зеленского и экс-президента Петра Порошенко – в рамках расследований преступлений киевского режима, сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

Умер экс-скрипач и клавишник «Крематория» Вячеслав Бухаров

В возрасте 62 лет после продолжительной болезни скончался скрипач и клавишник рок-группы «Крематорий» Вячеслав Бухаров, сообщила рок-группа.

В киевской школе учитель издевался над учеником из ЛНР

Учитель физкультуры школы №37 в Киеве издевался над учеником-переселенцем из Луганской народной республики (ЛНР), сообщили местные СМИ.

Госдума одобрила запрет иноагентам быть кандидатами и наблюдателями на выборах

Госдума приняла пакет поправок к законопроекту, которые запрещают иностранным агентам баллотироваться на выборах всех уровней, быть наблюдателями и занимать посты в органах власти.

Польский судья попросил политического убежища в Белоруссии

Судья воеводского административного суда Варшавы Томаш Шмидт обратился к президенту Белоруссии Александру Лукашенко с просьбой предоставить ему политическое убежище из-за несогласия с политикой польских властей, следует из его заявления в Минске.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?