Мнения

Кирилл Серебренитский

«Сегодня враг – это кто?»

31 июля 2012, 12:41

Год 2012, Россия. Очень похоже, что дело не только в двухсотлетии. Явственно одним из столпов официальной государственной идеологии становится «бородинизм», то есть апология победы над Наполеоном в её бородинской – сладкой, тульскопряничной – версии (вкусное слово «Бородино» мне впервые запомнилось именно потому, что был такой тульский пряник; а «скажи-ка, дядя» – это потом уже).

Фактология ВОВ сама по себе такова, что почти каждый факт, словно ржавая мина, взрывоопасен для советского патриотизма

Собственно, бородинизм, как это ни странно звучит, намного практичнее и – невзирая на срок давности – актуальнее, чем ВОВизм.

Мифологический корпус ВОВ слишком жёстко привязан к двум именам: Гитлер и Сталин. Уже в этом таится неустранимая кнопка под задницей. Этакое вечно колющее неудобство: чем резче выступает идеология против Гитлера, тем ближе она сдвигается в сторону антифа, то есть демо-вестернизма (по старой ошибке именуемого либерализмом). А любой реверанс в сторону Сталина – это в сторону советского национал-социализма (который по старой памяти принято именовать коммунистическими убеждениями).

Между тем, как показывает опыт, обе эти крайности неприятны: вместо благодарной овации с обоих флангов (которые по викторианской традиции путано именуют правым и левым) при каждом идео-маневре официоза слышатся только возмущённые вопли «жуликоворы» или «путинжид». На этих флангах непримиримостью только и кормятся, поэтому на примирение надежд никаких.

Отождествление «Мы, Наши – СССР 1941–45» – только на первый взгляд прочно. Потому что на второй – неудобно.

Направить историософию ВОВ в нужное русло пока что крайне сложно: на каждом шагу приходится натужно маскировать исторические громады, которые всё равно выпирают из-под любых бумажных покровов: то громоздится пакт 39-го года и некоторые вполне гитлеровские обстоятельства добровольного присоединения – к Нашим, к Нам! – Балтии, Молдовы и Прикарпатья; то недолгий, но страстный – Наш! – союз с США и Унион Кингдом.

При жёсткой советской цензуре маскировка ещё более или менее удавалась – просто благодаря запрету на информацию. А сейчас – тяжко. Заваливать одни факты приходится в основном разве что другими фактами; а фактология ВОВ сама по себе такова, что почти каждый факт, словно ржавая мина, взрывоопасен для советского патриотизма.

ВОВ – это пока что, собственно, не история; это – риторика, публицистика, кипение чувств. Живы ещё ветераны, а основная часть населения – не праправнуки, а всего лишь внуки этих ветеранов, которые просто лично помнят своих дедушек и бабушек и в любом случае не желают их давать в обиду. Но эта самая витальная свежесть, эмоциональная напряжённость мифологии ВОВ – как раз крайне опасна. Потому что для бронзового монументального всадника идеологии совсем не нужен живой конь. И всадник шатается, и конь непредсказуемо шалит.

Главная же проблема, возможно, даже не в этом. А в том, что в мифокорпусе ВОВ только один Главный Враг, только одно олицетворённое и историзированное Зло: фашизм-национал-социализм-гитлеризм. И от этого фактора практически невозможно уклониться; и даже невозможно его как-то разбавить водой, размазать, растуманить.

Фашизм есть Зло; для доминирующей мифологии, для большинства населения планеты это вполне правильно, вполне благостно.

Но в том-то и дело, что эта правильность растекается далеко за пределы России. Так или иначе, в этом российская идеология не может удерживать рычаги монополии. Она вынуждена встревать в общий хор, подпевать. Да и сейчас, в 2010-х, просто уже как-то не особенно нужно, неполезно для политических технологий. Если всей тяжестью опираться на корпус ВОВ, то встаёт вопрос: а сегодня враг – это кто?

Всё, что к западу от Беларуси и Украины, включая Тихий океан, сплошь охвачено гитлерофобией, и именно Гитлера-то и страшатся больше всего. Гитлер – табу.

Если только представить: огромная, сверкающе новая, хромированная махина Новой Русской Идеологии уже создана, оснащена, готова к действию, то есть к сокрушению врагов; а кто враг-то? Если эталон врага – это Гитлер, то кто сейчас? Главный Фашист – то есть Враг России? Какие-то там экзотические оппозиционные партии в Бельгии, Австрии, Словакии, теснимые со всех сторон? СС-дедушки из Латвии? Скинхеды? Дёмушкин? Брейвик? Так ведь даже и рыцарь Брейвик – манифестованно против Гитлера.

Отечественная война против Наполеона, ВОВ-1812, собственно, идеальна в качестве идеологического сырья. Страсти давно остыли. Слава, подвиги, триумф в Париже – сколько угодно. Эта война – неимоверно эстетична: наверное, самая красивая, самая карнавально-изысканная большая война в истории; а кровь, выбитые мозги, вывалившиеся внутренности по давности лет уже не портят размашистые батальные панно. Тягостных натуралистических фото- и киносъёмок тогда не было, слава Богу.

Благодаря именно ракурсу «давным-давно» можно вводить любые исторические версии (не говоря уж о толкованиях оных). Можно эти версии до бесконечности модернизировать и актуализировать, 1812-й – вольные и очень живописные просторы для изготовления любых исторических лубков и комиксов, хоть бы и на уровне предвыборной листовки.

Никто не помешает, кроме десятка разрозненных интеллектуалов, просто потому, что для дискуссии о событиях двухвековой давности требуются утончённые и уточнённые познания, наличие обширной домашней библиотеки, а также знание языков (потому что базовые первоисточники почти что не переведены до сих пор на русский). Болезненную красную зону – советскость, большевизм, сталинизм – можно вообще не трогать в данном случае. И США-САСШ тоже не мешает.

Отождествление Российской империи с тем, что ныне развёрнуто на её территории, – что ж, это и Сталина не очень беспокоило. Был же Кутузов в сталинские времена почти что канонизирован (правда, укороченно: с лишением титула и излишних приставок «Голенищев» и «Смоленский»).

1812-й – это Мы, это Наши.

Главное же: здесь как раз для современных отождествлений – многообещающие креативные возможности. Наполеон – это Запад (никто сейчас с этим не спорит); или, по графу Льву, Наполеон – это вообще незначительная мелочь «вроде бородавки» (Денис Давыдов); его, Бонапарта, почти и не было; 1812-й – это поход Двунадесяти языков, то есть Запада. На Нас. Против Наших.

Вот он кто – Враг. Приблизительно то, что требуется. И вполне актуально.

Источник: Сайт Liberty.ru

Вам может быть интересно

ПВО сбила 55 украинских БПЛА над Кубанью, Азовским и Черным морями
Темы дня

Мюнхенская конференция раскрыла глубокие противоречия на Западе вокруг Украины

Одна из главных тем Мюнхенской конференции по безопасности касалась ситуации на Украине. Заявления европейских лидеров сводились к антироссийской риторике, поэтому контрастно смотрелось выступление госсекретаря Марко Рубио, который раскрыл детали мирных переговоров. Как говорят эксперты, в ходе конференции был четко заметен разрыв между публичными заявлениями о «поддержке» Киева до кулуарных обсуждений территориальных уступок со стороны Украины.

Какое отношение к России имеет попытка госпереворота в Киргизии

Уходящая неделя отметилась значительными политическими потрясениями у одного из ближайших союзников России – Киргизии. За что был отправлен в отставку один из ближайших соратников президента Садыра Жапарова, глава Комитета нацбезопасности Камчыбек Ташиев – и почему с высокой вероятностью эти потрясения еще не закончены?

Американист объяснил заявления Рубио об урегулировании украинского конфликта

Эксперт назвал последствия поражения центральной базы ракетного вооружения ВСУ

Орбан саркастически ответил Зеленскому на повторное оскорбление

Новости

FT: Европа осталась недовольна речью Рубио в Мюнхене

Мюнхенская речь Марко Рубио вызвала разочарование у части европейских дипломатов из-за ориентации на американскую аудиторию и недостаточной поддержки союзников, пишут западные СМИ.

Сийярто обвинил Зеленского в хамстве и отказал Украине в помощи

Глава МИД Венгрии Петер Сийярто осудил высказывания Владимира Зеленского о Викторе Орбане и заявил об отказе выделять средства Украине.

Рютте рассказал о разговоре с украинской собакой

На Мюнхенской конференции по безопасности Марко Рютте поделился историей о встрече с украинским псом-талисманом и процитировал его «послание».

Посольство России назвало заявления Запада о Навальном цирком и некропропагандой

Заявления стран Запада по делу Алексеева Навального (внесен в перечень террористов и экстремистов в РФ) вызвали у посольства России в Лондоне резкую критику и обвинения в некропропаганде.

Зеленский рассказал об уничтожении производственной линии ракет «Фламинго»

Во время пресс-конференции в Мюнхене Зеленский признал утрату одной из крупнейших производственных линий ракет «Фламинго» в результате удара.

Зеленский вызвал смех на конференции в Мюнхене

Украинский лидер Владимир Зеленский на конференции в Мюнхене вызвал смех в зале после слов о влиянии президента США Дональда Трампа на переговоры по урегулированию конфликта на Украине.

Украинский фигурист списал провал проката на Гуменника

Украинский фигурист Кирилл Марсак назвал психологическое давление причиной худшего проката сезона, отметив трудности после дисквалификации Владислава Гераскевича и выступления вслед за российским фигуристом Петром Гуменником.

Финляндия захотела пересмотреть сделки россиян с недвижимостью за 20 лет

Министерство обороны Финляндии обсуждает возможность вмешиваться в завершенные сделки с недвижимостью россиян, включая операции, заключенные два десятилетия назад.

СБУ начала досудебное расследование против казахстанского комика Сабурова

Украинские силовики инициировали досудебное расследование в отношении Нурлана Сабурова после соответствующего обращения юриста Евгения Пронина.

Military Watch Magazine: Су-57 показал двойной отрыв от западных аналогов

Российский истребитель Су-57 с обновленной авионикой демонстрирует дальность полета, вдвое превышающую аналогичные показатели западных F-22 и F-35, пишет Military Watch Magazine.

Рубио: Индия обязалась не закупать нефть в России

На Мюнхенской конференции американский госсекретарь Марко Рубио заявил о договоренности с Индией по отказу от импорта российской нефти.

Захарова предложила миру «ловить нациста» Зеленского за слова о русских

Официальный представитель МИД России Мария Захарова потребовала от мировых чиновников реакции на слова Владимира Зеленского о русских спортсменах на Олимпиаде.
Мнения

Никита Анисимов: Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

Сергей Миркин: Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

Юрий Мавашев: Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов