Безусловно существующая в обществе проблема русского национализма складывается из многих факторов. Некоторые граждане считают проблемой сам факт его существования. Но это не совсем верно. Национальную идентификацию, равно как и любую иную, человека отменить невозможно – ни росчерком пера, ни пропагандой.
Главная проблема русского национализма – в отсутствии целеполагания, в отсутствии смыслов, при котором каждый рисует свое собственное видение вопроса, что называется, в меру своей испорченности.
Отсюда и искаженная картина действительности. Получается, русский националист в глазах общественности – это либо какой-нибудь «беспредельщик» Дацик, либо «оранжист» а-ля Поткин с Кралиным, либо «мечтатель», как Стерлигов.
Политический русский националист в глазах народных масс обязательно неопрятен, обязательно лыс, возможно, бородат и непременно агрессивен. Он склонен «по русской политической традиции» к пьянству, а если и «на спорте», то непременно ради того, чтобы хватило сил убить как можно больше таджикских дворников. Он любит вскидывать руку в нацистском приветствии, а если и не вскидывает, то наверняка ненавидит всех «нерусских».
Другая сторона современного псевдорусского национализма – это, так сказать, экспертная составляющая. Самопровозглашенные «высоколобые» идеологи, навроде Крылова, Воробьевского, Хомякова или Широпаева, то и дело пугают нас страшилками о глобальном заговоре всех нерусских против всех русских, делают это красноречиво и с завидным постоянством, следуя принципу «ни дня без строчки», пытаясь, таким образом, как они говорят, пробудить национальное самосознание великого народа. Причем части из них это не мешает пропагандировать в открытую отделение частей нашей страны, другие и вовсе готовы приветствовать иностранные войска на территории России в случае их агрессивного проникновения.
Впрочем, это все стороны одной медали, усугубившей превеликую проблему, сложившуюся за 70-летие советской власти, – проблему самоопределения русского народа и его взаимодействия с другими народностями России. Деятельность всех этих, с позволения сказать, политиков, очевидно, ведет лишь к полной гибели русских как общности, объединяющей всю Россию. Их взаимопротиворечащие друг другу доктрины и идейки, объединенные лишь ненавистью, окончательно взрывают мозг и вносят полный идейный дисбаланс в головы людей, закладывая тем самым глобальную мину для будущих поколений.
Впрочем, своей своеобразной деятельностью, стоит признать, эти «общественники» добились немалых успехов на поприще построения «языка вражды» и сеяния розни. Розни причем отнюдь не только межнациональной, но и внутренней, как идеологической, так и личной. Например, если в среде либеральных политиков в ходу «мерение» толерантностью, честностью и открытостью, то в среде политических националистов модно измерять друг другу черепа, сравнивать «антисистемность» и непреклонность перед госорганами. Ни в какой другой среде стараниями политиков псевдонационалистов не приелась так уголовная романтика, нигде так не «героизируют» откровенных преступников. Ну, если, конечно, не брать в расчет саму уголовную среду...
При всем при этом есть один существенный нюанс – правые политики не контролируют правую улицу. И рычагов на управление ею имеют примерно столько же, сколько, допустим, Немцов. «Эта во многом ключевая для русского национализма проблема довлеет над ним не один десяток лет, – считает писатель Роман Антоновский. – И виноваты в ней изначально были именно правые политики. Ведь долгие годы характерными чертами русского национализма были бесноватая черносотенность, пещерный антисемитизм и диковатые вкрапления красного вроде культа Сталина».
Однако если прямого контроля над «улицей» политические националисты не имеют и не являются для нее авторитетами, то косвенно они влияют весьма сильно, особенно, конечно, на неокрепшие юные умы. Ведь именно сетевые националисты-теоретики породили такую химеру, как так называемое движение автономов, которое сегодня стало чуть ли не ключевым в политической наци-интернет-среде.
«Изначально автономы были исключительно левым феноменом, до тех пор, пока молодые правые радикалы, недовольные чрезмерной архаичностью старых правых, не начали перенимать формат сопротивления системе у своих левых оппонентов, – продолжаю цитировать писателя Антоновского. – «Правые автономы» – это пропаганда правой идеологии с помощью левого инструментария. К сожалению, будучи новоделом и развиваясь зачастую по левым лекалам, правое автономное движение часто скатывается в откровенный неприемлемый для патриота своего народа и своей страны экстремизм».
Попытка поженить правую и левую идеологию порождает странноватые гибриды: национал-анархизм, национал-синдикализм, сообщества вроде «Вольницы», в котором, по многим свидетельствам, тон задают перекрасившиеся активисты запрещенной НБП.
Таким образом, самопровозглашенные «рупоры» русской нации добились того, что в и так атомизированном и разрозненном российском обществе постоянно появляются все новые и новые разделительные грани.
То есть они сами доказали, что вся идея, по крайней мере в их исполнении, – это борьба за интерес, а национализм – не более чем инструмент его достижения. Мальчишки же, разбивающие друг другу головы в кровь и калечащие друг друга, не в счет. Они в рамках статистической погрешности или необходимые жертвы.
И пока русские националисты сами не изгонят из себя и своих рядов маргинальщину, дискредитирующую конструктивную идеологию построения сильной и здоровой нации, общество в большинстве своем будет относиться к ним негативно.
А если все пойдет по заданному алгоритму, то недавний поступок Александра Босых покажется всем еще детской шалостью. Борьба вопреки, а не во имя, всегда деструктивна. Сейчас же, к сожалению, она развивается по первому принципу, и из борьбы грозит превратиться в реальную войну, причем ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ.
Примечание: текст написан в соавторстве с экспертом ОП РФ Андреем Осиповым.
Источник: Сайт Общественной палаты РФ