Современное христианское искусство, безусловно, возможно. Более того, оно необходимо, если Христианство – живая культура, а не застывшая в веках традиция.
Как замечательно заметил иеромонах Макарий (Маркиш) на круглом столе о возможности диалога Церкви и современного искусства, проходившем в храме Мч. Татьяны в 2010 году: «Церковь – организм богочеловеческий: человек меняется, и она меняется».
#{image=666042}Проповедь в храме ведь произносится на современном языке, а не на богослужебном. Я, например, более десяти лет занимаюсь современным христианским искусством. И жив пока. Что же касается допустимых границ такого искусства, то их определение, образно говоря, зависит от близости произведений искусства к алтарю. Чем ближе к алтарю располагается произведение искусства, тем строже к нему должно быть отношение.
Границы для искусства, которое выставляется вне пределов территории храма, на мой взгляд, такие же, как и для любой публичной деятельности на территории светского государства, определяются уровнем культуры общества и должны регулироваться правовыми нормами Административного и Уголовного кодексов, если какие-то члены общества переходят допустимые границы. Со временем эти границы могут меняться, и то, что считалось когда-то недопустимым, становится нормой. И наоборот.
Однако всё это не мешает недовольным какими-то публичными выставками гражданам мирно собираться и законно выражать своё несогласие с этическими или эстетическими представлениями автора. Я вот на выставки, которые мне не нравятся, просто не хожу или быстро ухожу прочь, если случайно попадаю на них.
Источник: «Православие и мир»