Мнения

Дмитрий Штамм
публицист, руководитель Службы Поддержки Пользователей ЗАО "ВИТ", член санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SpbCIOClub

«Главная цель образования»

29 октября 2012, 11:26

Фото: из личного архива

Современное образование напоминает средневековую алхимию. Алхимики в те времена не просто плохо представляли себе природу и свойства веществ, но и цели их были весьма туманны. Пресловутый «философский камень» даже в своих названиях имел удивительно «разносторонние» свойства – магистерий, эликсир философов, красная тинктура, «пятый элемент» (то ли твердый, то ли жидкий, то ли еще какой).

Что?! Еще пять-десять лет адаптации?! А чем мы 14 лет до этого занимались?!!

Опыты алхимиков зачастую заключались в смешивании различных ингредиентов в различных пропорциях и проверке свойств того, что получилось (зачастую на живых людях). Методология экспериментов и предсказуемость результатов были весьма посредственны. Тем не менее, многие великие люди в те времена занимались алхимией, а некоторые из них даже достигали выдающихся результатов, правда, не в создании «философского камня».

Так и наше образование – оно смешивает в различных пропорциях знания и воспитательные методики в надежде на какой-нибудь результат. У немногих уникальных педагогов встречаются выдающиеся успехи, но в подавляющем большинстве случаев результат гораздо менее впечатляющий.

Оскар Уайльд считал, что «...ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя». В целом я с ним согласен. Научить любить, чувствовать, быть счастливым, существовать в гармонии с собой и окружающей действительностью в настоящее время крайне сложно. Во всяком случае, сейчас каких-либо однозначных, результативных и в то же время социально-адаптированных методик не существует. Но стремиться к этому можно и даже нужно.

А начать можно с пресловутого «не знаю». С того, чтобы к 17 годам человек ЗНАЛ, чего он хочет. Да, для этого надо кардинально пересмотреть систему обучения. Изменить саму цель образования – с системы вливания информации в детские головы с расчетом «авось что-нибудь когда-нибудь да пригодится» на систему определения наклонностей ребенка, а самое главное – на его мотивацию.

Согласен, мы и сейчас постоянно слышим: «Смотрите на своих детей, замечайте их склонности и развивайте их». Разница в том, что я предлагаю не отдавать это всецело на откуп родителям, у которых может просто не быть времени или соответствующих навыков. А сделать это частью процесса образования. Более того, основой процесса, главной Целью образования!  И когда, хотя бы в общих чертах, определены наклонности, развивать индивидуально или в группах с похожими интересами. И не как сейчас – в отдельных экспериментальных группах, в элитарных школах, а в рамках социума в целом. Не пихать все знания человеческого общества подряд, а давать специализированные. И не надо бояться, что в результате «специализированного» обучения из детей вырастут ограниченные люди. Наоборот, в среде, где ребенку дают то, что ему нравится, к чему у него есть склонности, ему захочется развиваться дальше, захватывая как смежные области, так и сферы, совершенно не связанные с его увлечениями.

В качестве примера можно рассмотреть структуры, которые используют сходные схемы: музыкальная школа – консерватория, художественная школа – институт живописи или архитектурный. В рамках этих заведений учащимся дают специализированные знания, не прерывая занятия по классу тромбона на химию, а уроки вокала – биологией. Да, параллельно ребенку приходится учиться в общеобразовательной школе. Но вот именно что приходится! Подавляющее большинство предметов, изученных в параллельной (общеобразовательной) школе, ему никогда не понадобятся.

Конечно, в музыкальных и художественных школах тоже не все так радужно и там велик процент детей, которым не нравится заниматься музыкой или рисовать, и они бы предпочли, например, изучать математику или больше читать. Но виновата ли в этом музыкальная школа? Может, это результат действий родителей, которые, преследуя СВОИ цели и реализуя СВОИ комплексы, тащат будущего архитектора в музыкальную школу, а будущего врача – в художественную, ни на минуту перед этим не задумываясь об истинных наклонностях маленького человека?

Но те, кто учатся там осознанно, без принуждения – даже если отдельные предметы вызывают у них отвращение – получают удовольствие от процесса (недоступное основной массе учащихся общеобразовательных школ). А самое главное – у них есть осмысленность своих действий, у них нет вопросов: «ЗАЧЕМ все это?» и «ЧЕМ заниматься после окончания?» Возможно, есть проблема, куда пойти потом:  в Консерваторию имени П. И. Чайковского, в Гнесинку или же «остаться дома в Павлозаводске, поступив в Консерваторию имени К. А. Гладкова, говорят, здесь сильная кафедра монгольской балалайки». Возможно, такая проблема существует, но, согласитесь, это не сравнить с терзаниями всех прочих, прошедших горнило «общеобразовательной» школы. Школы, давшей им кучу ненужных знаний, но даже не попытавшейся хоть как-то, хоть на что-то мотивировать ученика...

На самом деле, вышеописанная схема – это лишь концепция. Более того, концепция, основанная на существующих механизмах, а поэтому, скорее всего, ограниченная и уж точно не совершенная. Она призвана дать возможность взглянуть на проблему образования под другим углом, с другими базовыми ценностями, с другими механизмами решения.

Концепция, призванная показать, что косметические изменения типа: ЕГЭ – «Да или Нет», количество предметов и их объем, размер отчетности учителей перед Комитетом по образованию и т. п. – все это не ведет к решению проблемы «Поиска жизненного пути для подрастающего поколения», как бы высокопарно это ни звучало. А ведь эта проблема настолько фундаментальна, что именно она является основой для огромного пласта последующих проблем: «просиженная» школа, неправильно выбранный вуз, разочарование в профессии, работа, вызывающая отторжение, растраченная жизнь...

Каждый год мы видим миллионы выпускников, которые абсолютно не подготовлены к взрослой жизни, но уже мотивированы установками общества потребления. Что само по себе ни плохо, ни хорошо. Но без обеспечения молодых людей механизмами удовлетворения этих потребностей и с последующим погружением их во «взрослую» жизнь мы их загоняем в состояние когнитивного диссонанса. Из которого они будут выбираться лет пять-десять (с помощью тех же «неправильно выбранный вуз, разочарование в профессии, работа, вызывающая отторжение») Что?! Еще пять-десять лет адаптации?! А чем мы 14 лет до этого занимались?!!

Может сложиться впечатление, что я считаю: стоит обществу, системе образования помочь «ребенку – подростку –  молодому человеку» разобраться, что он хочет, где он может реализовать себя, и наступит полное счастье и гармония? К сожалению, нет, многое зависит от семьи, от периода основного формирования человека как личности. Сколько это сейчас, по мнению психологов? Первые пять лет? Три года?  Перинатальный период? Ну, в утробу матери со своими теориями не залезешь. Есть много факторов, на которые мы не можем сейчас повлиять. Но в сферах, где это возможно, действовать необходимо. И образование – как раз одна из таких сфер. Мы всё равно все недовольны нашим образованием, так давайте изменим его кардинально! Чтобы наше образование давало не столько знания, сколько помогало определить Цель.

Чтобы лет через десять-двадцать сказать:

«... ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя.

Но мы пытаемся...»

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

ВС России поразили военные аэродромы и объекты энергетики ВПК Украины
Темы дня

Парадоксальный белорусский эксперимент имеет значение и для России

Белоруссия подводит итоги парадоксального для текущих геополитических событий эксперимента. В то время, как западные соседи почти полностью закрыли границы с этой страной, Минск ввел безвизовый режим для граждан стран Евросоюза. Это не только принесло Белоруссии значительную финансовую выгоду, но и показало ее политические преимущества – а также пример, который мог бы быть интересен и для России.

Падение «индекса несломленности» ведет украинцев к переговорам с Россией

Украинские и западные социологи продолжают выяснять, готово ли общество к переговорам с Россией и территориальным уступкам. И они, как правило, выдают противоречивые результаты. В чем заключаются особенности этого противоречия и каковы реальные настроения украинцев относительно урегулирования конфликта?

Рогов: Освобождение Великой Новоселки ускорит наступление в Запорожской области

Пассажиры загоревшегося SSJ-100 в Анталье решили подать коллективный иск

Основатель ЧВК Blackwater оценил шансы Украины вернуть территории

Новости

Эксперт: Освобождение Великой Новоселки грозит ВСУ большим окружением

ВСУ пытаются держаться за Великую Новоселку по нескольким причинам. Потеря этого населенного пункта, во-первых, создаст угрозу для следующего узла обороны украинской армии. А во-вторых, группировка противника на Кураховском направлении может оказаться в большом окружении, сказал газете ВЗГЛЯД военный аналитик Михаил Онуфриенко. Ранее стало известно о продвижении ВС России к Великой Новоселке в ДНР.

Европа возобновила обсуждения отправки войск на Украину

Отправка европейских войск на Украину вновь обсуждается на фоне возможного отказа поддержки от США после прихода Дональда Трампа к власти в январе 2025 года, пишет Le Monde.

FT: На выборах в Румынии произошло политическое землетрясение

Выступающий за союз с Россией Кэлин Георгеску выиграл первый тур президентских выборов в Румынии, что вызвало «политическое землетрясение» в стране, пишет The Financial Times.

Кадыров рассказал о ставшем кошмаром для ВСУ бойце-украинце

Глава Чечни Рамзан Кадыров похвалил отряд спецназа «Ахмат» под руководством украинца по прозвищу Хохол за успешные операции на фронте против Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Ростех сообщил о возможности создания боевых роботов

Госкорпорация «Ростех» заявила о способности превращать танки, БМП и БТР в дистанционно управляемые боевые роботы с помощью специальных комплексов.

Посол России заявил об устроенной ВСУ «кровавой бане» в Селидово

ВСУ начали расстреливать мирных жителей в Селидово за два дня до прихода российских войск, следственные органы РФ будут разбираться с доказательствами, сообщил посол по особым поручениям МИД по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.

Заболеваемость ВИЧ в России достигла исторического минимума

Заболеваемость ВИЧ в России с 2016 года снизилась почти на 40%, достигнув исторического минимума, сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко.

Пушилин сообщил о прорыве обороны ВСУ в Курахово

Российские войска в Курахово в ДНР активно прорывают оборону украинских сил, и власти региона ожидают позитивных известий, сообщил глава республики Денис Пушилин.

ВКС получили новые истребители-бомбардировщики Су-34

Объединенная авиастроительная корпорация передала ВКС России партию новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34, которые уже доказали эффективность в реальных боевых условиях.

Правнучку Хрущева призвали проверить на шпионаж

Движение «Зов народа» обратилось в Генпрокуратуру и Минюст с просьбой проверить правнучку первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева Нину Хрущеву на шпионаж.

Появились сообщения об ударе ракетами ATACMS по аэродрому в Курской области

Украинские военные якобы обстреляли ракетами ATACMS аэродром в Курской области, большую часть выпущенных ракет перехватили, сообщают Telegram-каналы.

Пленный британец заявил об отправке в Курскую область против воли

Британский наемник Джеймс Скотт Рис Андерсон, взятый в плен в Курской области, заявил, что командование ВСУ заставило его участвовать в операции, забрав паспорт и телефон, несмотря на его нежелание.
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?