Мнения

Дмитрий Штамм
публицист, руководитель Службы Поддержки Пользователей ЗАО "ВИТ", член санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SpbCIOClub

«Главная цель образования»

29 октября 2012, 11:26

Фото: из личного архива

Современное образование напоминает средневековую алхимию. Алхимики в те времена не просто плохо представляли себе природу и свойства веществ, но и цели их были весьма туманны. Пресловутый «философский камень» даже в своих названиях имел удивительно «разносторонние» свойства – магистерий, эликсир философов, красная тинктура, «пятый элемент» (то ли твердый, то ли жидкий, то ли еще какой).

Что?! Еще пять-десять лет адаптации?! А чем мы 14 лет до этого занимались?!!

Опыты алхимиков зачастую заключались в смешивании различных ингредиентов в различных пропорциях и проверке свойств того, что получилось (зачастую на живых людях). Методология экспериментов и предсказуемость результатов были весьма посредственны. Тем не менее, многие великие люди в те времена занимались алхимией, а некоторые из них даже достигали выдающихся результатов, правда, не в создании «философского камня».

Так и наше образование – оно смешивает в различных пропорциях знания и воспитательные методики в надежде на какой-нибудь результат. У немногих уникальных педагогов встречаются выдающиеся успехи, но в подавляющем большинстве случаев результат гораздо менее впечатляющий.

Оскар Уайльд считал, что «...ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя». В целом я с ним согласен. Научить любить, чувствовать, быть счастливым, существовать в гармонии с собой и окружающей действительностью в настоящее время крайне сложно. Во всяком случае, сейчас каких-либо однозначных, результативных и в то же время социально-адаптированных методик не существует. Но стремиться к этому можно и даже нужно.

А начать можно с пресловутого «не знаю». С того, чтобы к 17 годам человек ЗНАЛ, чего он хочет. Да, для этого надо кардинально пересмотреть систему обучения. Изменить саму цель образования – с системы вливания информации в детские головы с расчетом «авось что-нибудь когда-нибудь да пригодится» на систему определения наклонностей ребенка, а самое главное – на его мотивацию.

Согласен, мы и сейчас постоянно слышим: «Смотрите на своих детей, замечайте их склонности и развивайте их». Разница в том, что я предлагаю не отдавать это всецело на откуп родителям, у которых может просто не быть времени или соответствующих навыков. А сделать это частью процесса образования. Более того, основой процесса, главной Целью образования!  И когда, хотя бы в общих чертах, определены наклонности, развивать индивидуально или в группах с похожими интересами. И не как сейчас – в отдельных экспериментальных группах, в элитарных школах, а в рамках социума в целом. Не пихать все знания человеческого общества подряд, а давать специализированные. И не надо бояться, что в результате «специализированного» обучения из детей вырастут ограниченные люди. Наоборот, в среде, где ребенку дают то, что ему нравится, к чему у него есть склонности, ему захочется развиваться дальше, захватывая как смежные области, так и сферы, совершенно не связанные с его увлечениями.

В качестве примера можно рассмотреть структуры, которые используют сходные схемы: музыкальная школа – консерватория, художественная школа – институт живописи или архитектурный. В рамках этих заведений учащимся дают специализированные знания, не прерывая занятия по классу тромбона на химию, а уроки вокала – биологией. Да, параллельно ребенку приходится учиться в общеобразовательной школе. Но вот именно что приходится! Подавляющее большинство предметов, изученных в параллельной (общеобразовательной) школе, ему никогда не понадобятся.

Конечно, в музыкальных и художественных школах тоже не все так радужно и там велик процент детей, которым не нравится заниматься музыкой или рисовать, и они бы предпочли, например, изучать математику или больше читать. Но виновата ли в этом музыкальная школа? Может, это результат действий родителей, которые, преследуя СВОИ цели и реализуя СВОИ комплексы, тащат будущего архитектора в музыкальную школу, а будущего врача – в художественную, ни на минуту перед этим не задумываясь об истинных наклонностях маленького человека?

Но те, кто учатся там осознанно, без принуждения – даже если отдельные предметы вызывают у них отвращение – получают удовольствие от процесса (недоступное основной массе учащихся общеобразовательных школ). А самое главное – у них есть осмысленность своих действий, у них нет вопросов: «ЗАЧЕМ все это?» и «ЧЕМ заниматься после окончания?» Возможно, есть проблема, куда пойти потом:  в Консерваторию имени П. И. Чайковского, в Гнесинку или же «остаться дома в Павлозаводске, поступив в Консерваторию имени К. А. Гладкова, говорят, здесь сильная кафедра монгольской балалайки». Возможно, такая проблема существует, но, согласитесь, это не сравнить с терзаниями всех прочих, прошедших горнило «общеобразовательной» школы. Школы, давшей им кучу ненужных знаний, но даже не попытавшейся хоть как-то, хоть на что-то мотивировать ученика...

На самом деле, вышеописанная схема – это лишь концепция. Более того, концепция, основанная на существующих механизмах, а поэтому, скорее всего, ограниченная и уж точно не совершенная. Она призвана дать возможность взглянуть на проблему образования под другим углом, с другими базовыми ценностями, с другими механизмами решения.

Концепция, призванная показать, что косметические изменения типа: ЕГЭ – «Да или Нет», количество предметов и их объем, размер отчетности учителей перед Комитетом по образованию и т. п. – все это не ведет к решению проблемы «Поиска жизненного пути для подрастающего поколения», как бы высокопарно это ни звучало. А ведь эта проблема настолько фундаментальна, что именно она является основой для огромного пласта последующих проблем: «просиженная» школа, неправильно выбранный вуз, разочарование в профессии, работа, вызывающая отторжение, растраченная жизнь...

Каждый год мы видим миллионы выпускников, которые абсолютно не подготовлены к взрослой жизни, но уже мотивированы установками общества потребления. Что само по себе ни плохо, ни хорошо. Но без обеспечения молодых людей механизмами удовлетворения этих потребностей и с последующим погружением их во «взрослую» жизнь мы их загоняем в состояние когнитивного диссонанса. Из которого они будут выбираться лет пять-десять (с помощью тех же «неправильно выбранный вуз, разочарование в профессии, работа, вызывающая отторжение») Что?! Еще пять-десять лет адаптации?! А чем мы 14 лет до этого занимались?!!

Может сложиться впечатление, что я считаю: стоит обществу, системе образования помочь «ребенку – подростку –  молодому человеку» разобраться, что он хочет, где он может реализовать себя, и наступит полное счастье и гармония? К сожалению, нет, многое зависит от семьи, от периода основного формирования человека как личности. Сколько это сейчас, по мнению психологов? Первые пять лет? Три года?  Перинатальный период? Ну, в утробу матери со своими теориями не залезешь. Есть много факторов, на которые мы не можем сейчас повлиять. Но в сферах, где это возможно, действовать необходимо. И образование – как раз одна из таких сфер. Мы всё равно все недовольны нашим образованием, так давайте изменим его кардинально! Чтобы наше образование давало не столько знания, сколько помогало определить Цель.

Чтобы лет через десять-двадцать сказать:

«... ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя.

Но мы пытаемся...»

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?