Я ничего не имею против ЕГЭ по техническим, математическим и иным строгим дисциплинам. Мне представляется, что ЕГЭ по литературе и истории абсолютно убивает предмет. По замечательной формулировке Аполлона Григорьева, «литература – явление концертное». Во многих отношениях это выступление перед людьми.
Наши люди очень часто двух слов связать не могут
Наши люди очень часто двух слов связать не могут, с формулировкой своих мыслей у них серьезные проблемы. Устный ответ – подробный, с развертыванием, с доказательством своих взглядов не может быть заменен никакими галочками в клеточках.
Что касается литературы, многие считают, что ее преподавание в школе вообще не нужно. Я с этим охотно соглашусь, мы перенесем наши уроки куда-нибудь в пещеры, в схроны, и там будем продолжать нашу миссию. Но по литературе ЕГЭ – вообще гибельное дело.
Я занимаюсь литературой довольно долго: печатаюсь лет 25, некоторое количество книжек я написал, преподаю я лет 12. Но я не во всяком тексте найду синекдоху, и не всегда объясню ребенку, почему здесь метонимия, а не метафора. И это совершенно детям знать не надо, почему здесь антономасия, а здесь парономасия. Это абсолютно убивает, выхолащивает дух произведения. В каком из четырех городов родился Гончаров? В каком из четырех городов родился Салтыков-Щедрин? Ни плюса, ни минуса никакого это не дает ни к изучению Гончарова, ни к изучению Щедрина – это бессмысленное дело. Сколько было шагов от коморки Раскольникова до квартирки Алены Ивановны? Абсолютно это неважно. Это важно было Достоевскому, когда он планировал преступление героя. Фактическая сторона литературы очень важна, но она заключается в ином – в знании текста, цитат и исторической обстановки.
Что касается истории. Когда мы с вами говорим о фактографии*, это опять-таки начетничество. Надо учиться дискуссии, а дискуссии ЕГЭ не дает ничего.
И последнее – человек счастлив в той степени, в какой он может не зависеть от системы. Он свободен в той степени, какую он сумел себе откупить, выгрызть зубами, в общем, как-то сосуществуя с этой системой построить себе отдельный домик. Потому что если все воспринимать близко к сердцу, с ума сойдешь. Значит, учитель хорош в той степени, в какой он может выпасть из системы школьного образования. ЕГЭ – это именно система, это тотальное подчинение знаку. А вовсе никакого простора для личности здесь нету. Поэтому пусть уж мучаются математики, их можно таким образом проверить, а учителя русского, литературы, истории и иностранных языков, позвольте, будут настаивать на том, чтобы ЕГЭ от них убрали.
Источник: Портал НКО
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента